Учет возрастных особенностей в различных звеньях при организации тренировок по футболу

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела и рост увеличивается.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно.

Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при занятиях футболом с детьми младшего школьного возраста необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях по футболу требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий футболом с младшими школьниками. Однако, чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному руководителю необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Поэтому при занятиях футболом детей младшего школьного возраста нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 - 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения.

Если в начальной школе в учебную программу входят обучение ударам по воротам, игры с элементами футбола, то, начиная со средних классов, в программе расписаны конкретные элементы техники игры в футбол. Необходимо стремиться научить подростков согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия с мячом и без него в нападении и защите.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей и на совершенствование основных приемов.

С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память. Учащиеся средних классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цели - выработке стабилизированного навыка.

Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).

В старшем школьном возрасте анатомо-физиологические и психические особенности требуют другого подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной тренировки по футболу в старших классах значительно выше, чем в средних. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня короче.

 

Поэтому в старших классах увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой в футбол и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. При изучении нужно также использовать групповой метод, чтобы старшеклассники совместно общаясь, дискутируя, находили общий способ решения какой-либо поставленной тренером по футболу задачи.

В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.

Возраст занимающихся и уровень их развития позволяет широко применять такие методические приемы, как взаимная помощь и страховка, взаимное обучение.

Учащимся старших классов доступно понимание не только натурального показа или специальных фильмов, но и наглядность с абстрактными формулами, символами, схемами.

В специальных секциях по футболу, в отличие от школы занятия направлены на совершенствование физических качеств, технических приемов, изучение тактических действий, развитие моральных и волевых качеств.

Тактическая подготовка направлена на умение спортсменов организовать свои действия с учетом сложившейся ситуации. В процессе тренировок по футболу формируют тактические умения, направленные на победу. При этом, естественно, учитывается специфика тактики. При изучении тактики в упрощенных условиях сложные тактические действия делят на части, применяют сигналы, ориентиры и т.д.

В процессе тренировок в секциях занимающиеся приобретают знания по общим основам спортивной тренировки, физиологии, психологии, анатомии, теории и методики футбола; изучают основы техники и тактики, правила и методику судейства. Эти знания помогают им активно усваивать учебный материал, способствуют полноценному использованию техники и тактики.

Психологическая подготовка направлена на воспитание моральных и волевых качеств футболиста, на приспособление к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревнований. В процессе психологической подготовки формируется и совершенствуется воля к победе, происходит адаптация спортсменов к условиям соревнований.

Интегральная подготовка направлена на обучение занимающихся вести спортивную борьбу и добиваться успеха. В процессе интегральной подготовки совершенствуются взаимосвязи всех сторон подготовки, реализуются задачи теоретической, физической, технической и тактической подготовки, повышается работоспособность, достигается стабильность двигательных навыков в сложных условиях соревнований.

Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения, по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

В процессе обучения футболу учащихся вузов решаются следующие основные задачи:

· формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

· обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым при занятиях футболом, а также в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: