Глава 3. Ошибки преподавателей при проведении занятий по футболу и способы минимизации травматизма

Все этапы обучения и совершенствования в футболе имеют ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса, а также могут содержать ошибки, которые необходимо исправить.

На первоначальном этапе обучения, когда происходит освоение основ изучаемого приема или действия, важно использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий.

Поскольку внимание у начинающих футболистов неустойчиво и объем его невелик, спортсмены могут не правильно понять объяснения преподавателя или тренера и не усвоить данную информацию.

Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения. Эта группа ошибок обусловлена объективными закономерностями формирования двигательного навыка.

Преподавателю необходимо донести до каждого все нюансы требуемых от него задач и действий, детально разобрав все упражнения и техники их выполнения. Нельзя допускать, чтобы хотя бы один из спортсменов не понял, так как это может привести не только к искажению правильной техники или тактики игры, но и к получению различных травмам.

 Рассказ и объяснение преподавателя должны быть четкими, краткими, образным. Повторный показ сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Также необходимо продемонстрировать изучаемые действия в игровых условиях, объяснить основы решения двигательной задачи. При этом важно ориентировать футболиста на решение двигательной задачи, а не на копирование поз. Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях.

При обучении технике и тактике футбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так как расчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания. При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящие упражнения индивидуализированы.

Другая группа ошибок связана с недостатками в методике обучения. Причиной ошибок могут быть недостаточная физическая и психическая подготовленность, неправильное понимание структуры изучаемого действия, утомление, отрицательный перенос навыков, неблагоприятные условия выполнения действия и некоторые другие.

Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Преподаватель должен внимательно следить за каждым учеником и отмечать его физическое и эмоциональное состояние.

Чтобы не допустить такой ошибки, когда у начинающих футболистов будет выявлено переутомление, наиболее эффективно будет применение серийного повторения упражнений: две-три серии по 8 - 12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия.

Первые попытки характеризуются иррадиацией процессов возбуждения, блокированием излишних степеней свободы кинематической цепи, неточностью нервно-мышечных дифференцировок и др. В связи с этим возможно появление лишних движений, искажение амплитуды и направления изучаемого действия, нарушение его ритма, психологическая скованность и мышечное закрепощение.

В процессе углубленного освоения приема или действия формируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов в ЦНС, концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения, что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений.

Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и более глубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.

Преподавателю необходимо использовать в основном метод целостного упражнения. Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения уменьшается.

Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой происходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным.

 При этом структура движения не должна искажаться, а целевая точность должна быть в допустимых пределах. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%. Одним из эффективных методов, направленных на формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с меняющимися условиями, является метод контрастных заданий.

Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что позволяет изучать новый материал. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый, эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

На этапе закрепления и совершенствования происходит дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до автоматизированного уровня и формирование навыка надежного применения в игровых условиях. Преподаватели усложняют задачи и условия их выполнения. У спортсменов повышается физическая нагрузка на весь организм, сердечно – сосудистую и нервную систему, опорно-двигательный аппарат, нарастает утомление, которое часто сопровождается нарушением координации движения. При противодействии движения, превышающем пределы растяжимости, часто возникают повреждения связок. Вместе с ними травмируются мениски коленных суставов и связки голеностопного сустава, наблюдаются разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, возможны сотрясение головного мозга, ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Поэтому преподаватель или тренер, вместе с врачами должны следить за техникой безопасности на занятиях по футболу, постоянно контролировать работу каждого спортсмена, строго соблюдать дисциплину на занятиях, следить за их состоянием и здоровьем, чтобы минимизировать травматизм во время тренировок.

Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по футболу.

1. Занятия по футболу проводятся на специализированных стадионах, футбольных полях, площадках, закрытых спортивных залах.

2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. Обувь у всех должна быть однотипной (бутсы, кеды, кроссовки).

3. За порядок, дисциплину и своевременный выход на футбольное поле к началу занятий отвечает судья, учитель физкультуры, дежурный по группе или капитан команды.

4. Преподаватель до начала занятий проверяет состояние, готовность футбольного поля и наличие необходимого спортивного инвентаря. Проверяет прочность ворот, отсутствие посторонних предметов на поле. Инструктирует участников по технике безопасности, правилам игры, безопасной технике отбора мяча и др.

5. Опоздавшие спортсмены к занятиям не допускаются.

6. После перенесенных травм или заболеваний футболист допускается к дальнейшим занятиям только с разрешения врача.

7. Все футболисты должны знать о профилактике спортивных травм и уметь практически оказать первую доврачебную помощь.

8. Во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц или предметов, которые могут стать причиной травмы. За воротами и в 10 метрах около них, а также в секторах для метания и прыжков не должны находиться посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами спорта.

9. При выполнении прыжков, при случайных столкновениях и падениях, футболист должен уметь применять технику безопасности (приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты).

10. Во время проведения игр, учащиеся должны соблюдать игровую дисциплину, не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.

11. В процессе соревнований необходимо строго соблюдать правила игры.

12. Проводить занятия по футболу разрешается только на полях с ровным покрытием (без ям, канав, камней, луж), защищенных от проезжих магистралей, загазованности, запыления.

13. Важно правильно дозировать нагрузку во время занятий и последовательность в овладении двигательными навыками, а также индивидуализировать тренировки.

14. Обязательно следить за разминкой перед занятиями.

15. Увеличение скорости дви­жений должно идти параллельно с совершенствованием в технике движе­ний.

16. При занятиях со спортсменами низких разрядов нельзя использовать те же упражнения, что и при тренировке юношей, подростков,  применяемых со спортсменами высоких разрядов.

17. Недопустимо комплектование групп занимающихся футболом в одной секции спортсменов с разной физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией; занятия в одной секции юношей и подростков.

Опыт работы показывает, когда уделяют должное внимания преду­преждению спортивных повреждений при занятиях спортом, правильном вы­полнении методических и организационных указаний, хорошей постановке врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило, отсутст­вуют.

 

 

Заключение

Футбол способствуют воспитанию у обучающихся игре чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями и совершенствованию основных физических качеств.

На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки в футболе, в частности, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки.

При подготовки футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

При организации тренировок наиболее благоприятным вариантом является наибольшее соответствие условий занятий правилам и нормам ФИФА, поэтому при подготовке тренировочной базы необходимо следить за этим соответствием.

Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:

· Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.

· Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.

· Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.

· Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.

· Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту.

При эффективном построении учебно-тренировочной работы, необходимо учитывать возрастных особенностей спортсменов. Также необходимо уделять должное внимания преду­преждению спортивных повреждений при занятиях футболом, правильно выполнять методические и организационные указания, соблюдать врачебный контроль и минимизировать травматизм во время проведения занятий.

Таким образом, мы выявили методических особенностей проведения занятий по футболу на основе возрастных изменений в различных звеньях системы физического воспитания. А также рассмотрели основные формы, средства и методы обучения и тренировок по футболу и определили ошибки при проведении занятий по футболу.

 

 

Список использованных источников:

1. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра: Кн.для учащихся сред. и ст. классов. / С.Н. Андреев. - Москва: Академия, 2009. - 144 с.

2. Ахмеров, Э.К. Футбол для начинающих: учебное пособие / Э.К.Ахмеров. - Минск: Полымя, 2010. - 78 с.

3. Ашибоков, М.Д. Футбол: учебное пособие /М.Д Ашибоков. - Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - 28с.

4.  Беляев, А.В. Футбол: Учеб.для ин-тов и академий физической культуры. / А.В. Беляев., М.В. Савин. - Москва: ФОН, 2009. - 320 с.

5. Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. / Г. Н. Германов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010.

6. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - Москва: СпортАкадемПресс, 2007. - 472 с.

7. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. -- Москва.: Издательский центр «Академия», 2009. -- 272 с.

8. Зиновьев, В.А. Особенности педагогической деятельности детского тренера-педагога по футболу. / В. А. Зиновьев. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010.

9. Калинин, А.В. Футбол: методика тренировки / А.В. Калин. - Москва: Физкультура и спорт,2009. - 162 с.

10. Коробейник, А.В. В мире футбола / А.В. Коробейник. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 447 с.

11. Кузнецов, А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) / А.А. Кузнецов - Москва: Олимпия, Человек, 2011. - 208 с.

12. Лалаков, Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации / Г.С. Лалаков. - Омск, - 2009. - 83 с.

13. Люкшина Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие. - Москва: Советский спорт, - 2011. - 416с.

14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд./ Л.П. Матвеев. -- СПб.: Издательство «Лань», 2012. -- 160 с.

15. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов / Под ред. Г.В. Монакова. - Псков, 2009. - 256 с.

16. Мукиан, М. Все о тренировке юного футболиста: пер. с англ. / Майкл Мукиан, Дин Дьюрст. - Москва: АСТ: Астрель, 2009.- 235 с.

17. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.Озолин - М.: Физкультура и спорт, - 2009.- 280 с.

18. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения [Текст]: монография / А.В. Петухов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 232 с.

19. Тюленков,С.Ю. Футбол в зале: система подготовки.- Москва: Терра-Спорт,2010-86с.

20.  Швыков, И.А. Футбол / И. А. Швыков. - Москва: Терра-Спорт, 2012. - 144 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: