Рассказ библиотекаря о детях в годы Великой Отечественной войны с демонстрацией слайдов

Ход мероприятия.

Вводная беседа.

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (9 Мая - День Победы.)

Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны. Мы должны помнить тех, кто защитил нашу Родину.

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Воспоминания о Великой Победе не должны исчезнуть из нашей памяти. А поможет нам в этом книга.

В этом году наша страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта трагедия унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.

В нашей библиотеке есть книги, рассказывающие юному читателю о тех страшных событиях.

 

Обзор книги «Час мужества»

Хочется обратить ваше внимание на книгу «Час мужества» - Это сборник стихов и рассказов о Великой Отечественной войне. Многие авторы знакомы с войной не по наслышке, они сами её участники, и потому их произведения нам особенно дороги.

Вот, к примеру, одно из стихотворений Константина Симонова, написанное им в 1941 году при отступлении войск из Брестской крепости – о седом десятилетнем мальчишке, который за 10 дней войны пережил многое. Это стихотворение – призыв - стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство.

Константин Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца...

Так же интересными и  запоминающимися для вас станут стихи о войне:

  • Берестов В. Мужчина
  • Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?»
  • Михалков С. «Победа».
  • Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)

 
















Рассказ библиотекаря о детях в годы Великой Отечественной войны с демонстрацией слайдов.

На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

 

Слайд №2 (Как все начиналось).

 Ранним утром 22 июня 1941 года войска фашистской Германии внезапно, без объявления войны, напали на спящие города нашей страны. Враги не щадили никого – ни взрослых, ни детей. От вражеских снарядов рушились дома, города стояли в руинах.

 

Слайд №3 (Горе в каждой семье).

Во время бомбёжек многие семьи разлучались. Часто получалось так, что маленькие дети оставались сиротами. Они одни бродили по разрушенному городу, пока их не находили взрослые. Многие матери теряли своих малышей. По городу разносились стоны раненых, плач голодных детей и горюющих матерей.

Видя ужасы, которые принесла война, многие мальчишки и девчонки тайком от родителей убегали на фронт, прячась в вагонах товарных поездов, для того,  чтобы бороться с врагом. Их, конечно же, находили и возвращали обратно домой, но самые упорные и отважные убегали снова и снова.

 

Слайд №4 (На линии фронта).

- Они мечтали строить корабли, совершать кругосветные экспедиции. Они любили жизнь. Но больше жизни они любили свою Родину.

- Мальчишки воевали наравне со взрослыми, ели скудный солдатский паек, спали в сырых землянках. Но они всего этого не замечали, так велико было их желание прогнать фашистов с родной земли.

- Ребята во время боя подносили боеприпасы, помогали раненым. Девушки работали медицинскими сестрами. Случалось, что им приходилось перевязывать раны солдатам прямо на поле боя, под обстрелом, так как не хватало сил дотащить раненых до палатки.

 

Слайд №5 (Внимание! Партизаны!)

- Ребята не только помогали на поле боя, но и становились просто незаменимыми в тылу врага. В городах, селах, занятых фашистами, организовывались тайные отряды, которые помогали партизанам. Школьники собирали информацию о расположении вражеских войск, передавали секретные донесения о передвижении врагов. Часто устраивали засады, в которых погибало немало фашистов. Поначалу фашисты не могли поверить, что маленькие, худенькие и неприметные мальчишки и девчонки могут быть опаснее взрослого. Из приказа по немецкой армии: «Всеми силами препятствовать передвижению гражданского населения по железнодорожным путям. Особенно следует остерегаться всюду снующих мальчишек…»

- Но не думайте, будто героями были только те, кто сражался на линии фронта и в тылу врага. Не меньшую помощь в борьбе с врагом оказали те, кто оставался в городах далеко от линии фронта.

 

Слайд №6 (Заказ для фронта).

- Мальчики и девочки заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, встав на их рабочие места. Тысячи ребят без отрыва от учебы работали по 12 часов в сутки. Мальчики и девочки выполняли сложную работу на токарных станках. Многим приходилось ставить под ноги деревянные ящики, так как они не доставали руками до рабочего места. На заводах   изготовляли пушки, снаряды, взрывчатку. Юные рабочие верили, что снаряды, сделанные именно ими, помогут победить ненавистных врагов. Школьники работали на полях, пахали землю на тракторах, сеяли и убирали пшеницу. Девочки, практически целые сутки по очереди вязали теплые вещи для бойцов: шарфы, варежки, носки.

 

Слайд №7 (Подарки для воинов).

- Собирали посылки, писали душевные письма, поздравляли с праздниками. «Дорогой красноармеец! Поздравляем тебя с Новым годом! Пусть эти носки и варежки согреют тебя и помогут уничтожить фрицев. Возвращайся домой живым. Аня и Зина». Солдаты и офицеры читали эти письма в минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух воинов.

 

Слайд №8 (Награда нашла героя).

- За подвиги на фронте, в тылу врага, за работу на заводах и полях мальчишек и девчонок награждали орденами и медалями наравне со взрослыми. Около 2000 школьников награждено медалями «За оборону Москвы». 15249 ленинградских школьников получили медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд №9 (Парад Победы).

Именно благодаря всем этим людям – взрослым и детям – 24 июня 1945 года на Красной площади прошел Парад Победы. На площади сожгли все захваченные знамена и штандарты фашистских полков. Этим самым русские люди навсегда освобождали свою землю от немецких захватчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: