Загадочный мир звуков

Определяем свойства звука, развиваем динамический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма.

Задание 1.

Рассмотри и назови, когда ты слышишь шумовые звуки, а когда музыкальные.

Сила звука и динамический слух

Сила любого звука составляет одно из важних его свойств. Динамические оттенки – это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая песня, мелодия звучит выразительно.

f-форте – громко

mf-меццо-форте – чуть тише, чем форте; умеренно громко

p-пиано – тихо mp меццо-пиано – чуть громче, чем пиано

sf-сфорцандо – внезапно громко

Вот как в форме игры можно научить детей легко запомнить музыкальные термины:

Жил кот Василий, ленивый был кот

Острые зубы и толстый живот.

Очень p (тихо) он ходил

f (громко) настойчиво кушать просил

mp (не очень тихо) на печке храпел,

вот и все, что он делать умел

Кот как – то раз видит сон вот такой –

Будто затеял с мышами он спор,

f (громко) крича он их всех исцарапал

своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши p (тихо) взмолились

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость

mf (не очень тихо) вскликнул кот: “Брысь!”,

И в рассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш

кот спал, происходило вот что).

Мыши p (тихо) вышли из норки

f (громко) Хрустя съели хлебные корки

mp (не очень тихо) cмеялись над котом

Они ему хвост завязали бантом

Василий проснулся, чихнул, к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались

.До вечера f (громко) над ним потешались

Высота звука

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой звук от музыкального.

Задание.

Предложить ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Играя движение мелодии вверх или вниз, попросить узнать, куда пошла мелодия песни. Затем задание усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, попросить ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

Длительность звука и чувство ритма

Длительность – одно из важных свойств звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Задание. Игра «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Тембровая окраска и тембровый слух

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный.

Задание. Игра «Определи инструмент»

Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.

Ход игры: Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Учимся восприятию музыки

Учимся слушать и слышать музыку, развиваем музыкальную восприимчивость. Тренируем слуховое внимание

Задание.

Слушаем тишину (какие звуки различаются в комнате, откуда они доносятся, какие из них более громкие, какие едва слышны, какие звуки слышны на улице, кто подал голос, какие звуки понравились, а какие совсем неприятны).

Задание.

Под звуки погремушки дети легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть.

Задание.

Пропеть знакомую песню вместе с детьми, но с определенным условием: каждый ребенок должен вовремя вступить и пропеть свою фразу (кто-то начинает, следующий подхватывает и поет свою фразу, последний завершает).

В гости к музыке

1) Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое;

2) Лучше выбирать для слушания небольшие произведения;

3) Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи;

4) Слушать вокальную музыку легче;

5) Инструментальная музыка не менее интересней;

6) Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений;

7) Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием;

8) Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Задание.

Прослушать музыкальные произведения и поговорить о музыке:

«Полька», П.И. Чайковский (как меняется характер музыки, тихонько прохлопайте под музыку).

«Клоуны», Д.Б. Кабалевский (почему она так называется, нарисуйте картинку к этой пьесе).

«Сказочка», С.С. Прокофьев (сразу ли начинает рассказчик свой рассказ).

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Марш солдатиков» Р.Шуман, марш из «Детской музыки» С.С. Прокофьев (чем отличаются).

Игры с музыкальным сопровождением

Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

Песня-игра “Слово на ладошке”, (музыка Е.Попляновой, стихи Н. Пикулевой):

Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в СЛОВО!

Варианты:

·Учитель называет слово (ма-ши-на), а дети их прохлопывают, затем пропевают, либо одновременно.

·Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.

·Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и пропевается остальными ребятами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: