Формирование музыкально-творческих способностей

Детское творчество на занятиях кружка вокала

из опыта работы руководителя образцовой шоу-группы

«Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.

(Можно ли научить творчеству?)

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень. К сожалению, современная школа еще очень часто обучение сводит к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. На наш взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого есть свои способности и таланты. Просто кого-то из них недоучили, недоразвили.

Кружковые занятия вокала располагают к возможностями для творчества, созидания, так как музыка является предметом сотворчества на уровне личности учителя и ученика, композитора, исполнителя, слушателя. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным. Поэтому школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик – это слушатель и исполнитель и важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Составляющие творческого процесса: цельность восприятия; способность воспринимать художественный образ целиком; оригинальность мышления; способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств; гибкость, вариативность мышления; легкость выдавать идеи, мысли; работа подсознания, необходимая составляющая для любого творческого процесса; способность к оценочным действиям; воображение, фантазия; способность не только воспринимать, но и создавать образы. Задача творческого развития младших школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать способности, а с другой – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Дети от природы наделены способностями. Взрослым, педагогам нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей детей.

Формирование музыкально-творческих способностей

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка.

Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:

· Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий может служить пьеса Ройтерштейна М. «Кукушка и дятел», «Эхо».

· Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. В условиях музыкальной игры «Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрываются музыкально–творческие способности учащихся младших классов.

· Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня–игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».

Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:

· Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!», «Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.

· Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук-тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй -словесно, с ритмическим сопровождением.

· Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение к рассказу собственного сочинения, который ориентирует их на передачу изменения темпа. Например, «После дождя цапля шла к своей любимой поляне, широко перешагивая через лужи. Неожиданно она остановилась, так как увидела, что на пригорке разгуливает лиса взад–вперед, взад–вперед. Но лиса, заметив цаплю, быстро побежала в лес, так как знала, что подойди к ней цапля. Ей пришлось бы расплачиваться за вчерашнее коварство на болоте». При выполнении этого задания ребята закрепляют ощущение известных им ритмических единиц и развивают представление о темпе как средстве выразительности

Задание 1. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами. Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.

Задание 2. Драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей и т.д.

Задание 3. Путешествие в сказку "Кот, петух и лиса" и "Теремок". Учащиеся должны были найти в сказке все возможные моменты для творческих импровизаций. Это развивает у них творческое воображение, мышление, фантазию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: