Прокуратура и законодательная власть

Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное предназначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федерального Собрания – парламента Российской Федерации предопределяются тем, что парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, в котором предлагаются меры законодательного характера, направленные на совершенствование правового регулирования общественных отношений, проводится анализ действующего законодательства, с точки зрения практики его применения, наличия противоречий и пробелов в законодательной регламентации.

Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры к их укреплению.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Согласно Закону Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

1.2.12. Прокуратура и Конституционный Суд РФ. В Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не предусмотрен в составе субъектов, полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ст.125). Вместе с тем согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (в редакции от 8 февраля 2001 г.), постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст.72) как руководителю системы прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов, что связано, с их юридической силой, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п.6 ст.35). Однако эти полномочия пока не повлекли внесения соответствующих дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В результате страдают интересы укрепления законности и правопорядка, построения правового государства в Российской Федерации. Прокурор или его заместитель в случае установления нарушения закона органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуратуры, помимо иных мер, предусмотренных законом, обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, защищая при этом права жертв преступлений, потерпевших, интересы общества и государства.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Таким образом, прокурор в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах выступает в качестве стороны или субъекта соответствующего судебного разбирательства. В случаях и порядке, определенных законом, прокурор осуществляет надзорные полномочия в отношении судебных решений, не соответствующих закону.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в соответствии со своей компетенцией истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Установив, что перечисленные судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору, который, согласившись с этим представлением, вносит протест в надлежащую судебную инстанцию.

При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону. Протесты прокурора также направляются в судебную инстанцию, полномочную пересматривать, отменять или изменять опротестованные судебные решения. Протест прокурора не имеет для такого суда заранее установленной силы. Доводы и основания, приведенные прокурором в представлении на не соответствующее закону судебное решение, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными.

Лекция 2.

2.1. Cтруктура и основные направления деятельности прокуратуры. 2.1.1. Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура. Основным законом в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на которой основывается вся правовая система страны. Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. За этот период в неё было внесено много поправок, которые были вызваны тем, что содержание ряда статей по разным причинам: из-за краткости, нечеткости - толковались правоведами по  разному, что вызывало споры, дискуссии по их содержанию. Именно, данная причина и вызывала необходимость уточнения их содержания путем внесения поправок. Вызывала как у работников прокуратуры, так и у правоведов дискуссии и по ст.129 о прокуратуре, которая была помещена в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть», поскольку прокуратура данной статьей признается единой централизованной системой, подчиненной Генеральному прокурору, но никакого отношения к судебной власти не имеет, т.е. возникает мысль, а не относится ли прокуратура к Судебной власти. Дискуссии по данному вопросу и решили вопрос о внесении в Конституцию среди поправок и следующие поправки по данному вопросу: - Согласно поправкам Глава 7 получает название: «Глава 7. Судебная власть и прокуратура». Расширено понятие прокуратуры, П. 1 ст. 129.с конкретизацией функций и полномочий. -Внесен п.2 содержащий конкретизацию требований к прокурорам: не иметь иностранного гражданства или вида на проживание в иностранном государстве, запрещение открывать и иметь счета (вклады) и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. -П. 3 изменен порядок назначения Генерального прокурора, его заместителей назначается и освобождается Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации. Сравнить в ст. 129 Конституции и ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор назначался и освобождался Советом Федерации по предложению Президента, ст.121ФЗ аналогичный порядок предусмотрен и для заместителей Генерального прокурор. -П.4 Аналогичный порядок предусмотрен и при назначении прокуроров субъектов РФ, военных и специализированных прокуратур, после консультаций с Советом Федерации сравнить в Конституции в ст.129 п.3 и ст.ст.151 ФЗ «О прокуратуре» назначается и освобождается Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ по согласованию с субъектом РФ. Необходимость изучения курса прокурорский надзор обусловлена тем, что любая сфера правовой деятельности так или иначе связана с проблемами соблюдения Конституции, если законы или действия граждан, должностных лиц противоречат Конституции, они признаются недействительными, не подлежащими применению.  
Исходя из ст. 129 Конституции Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона  «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 (в редакции от 06. февраля 2020 г.). Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения. В ряде республик – субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве – коожуны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских). В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Так, на территории Красноярского края действует 42 районные прокуратуры. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, в Красноярском крае создано 8 межрайонных прокуратур. В г. Москве созданы прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением. В г. Красноярске создана Прокуратура г. Красноярска, в состав которой входит 7 районных прокуратур: прокуратуры Центрального, Советского, Железнодорожного, Октябрьского, Кировского, Свердловского и Ленинского районов. Характерным признаком прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование Закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. Законом не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Важным свойством прокурорской системы является ее централизация, когда в соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст.129) органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: