Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное предназначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федерального Собрания – парламента Российской Федерации предопределяются тем, что парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, в котором предлагаются меры законодательного характера, направленные на совершенствование правового регулирования общественных отношений, проводится анализ действующего законодательства, с точки зрения практики его применения, наличия противоречий и пробелов в законодательной регламентации.
Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры к их укреплению.
|
|
В соответствии с конституционным принципом разделения властей, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Согласно Закону Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
1.2.12. Прокуратура и Конституционный Суд РФ. В Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не предусмотрен в составе субъектов, полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ст.125). Вместе с тем согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (в редакции от 8 февраля 2001 г.), постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст.72) как руководителю системы прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов, что связано, с их юридической силой, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п.6 ст.35). Однако эти полномочия пока не повлекли внесения соответствующих дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В результате страдают интересы укрепления законности и правопорядка, построения правового государства в Российской Федерации. Прокурор или его заместитель в случае установления нарушения закона органами и должностными лицами, на которые распространяется надзорная компетенция прокуратуры, помимо иных мер, предусмотренных законом, обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.
|
|
Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, защищая при этом права жертв преступлений, потерпевших, интересы общества и государства.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. Таким образом, прокурор в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах выступает в качестве стороны или субъекта соответствующего судебного разбирательства. В случаях и порядке, определенных законом, прокурор осуществляет надзорные полномочия в отношении судебных решений, не соответствующих закону.
Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в соответствии со своей компетенцией истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Установив, что перечисленные судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору, который, согласившись с этим представлением, вносит протест в надлежащую судебную инстанцию.
При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону. Протесты прокурора также направляются в судебную инстанцию, полномочную пересматривать, отменять или изменять опротестованные судебные решения. Протест прокурора не имеет для такого суда заранее установленной силы. Доводы и основания, приведенные прокурором в представлении на не соответствующее закону судебное решение, рассматриваются компетентной судебной инстанцией в совокупности с иными имеющимися данными.
|
|
Лекция 2.
2.1. Cтруктура и основные направления деятельности прокуратуры. 2.1.1. Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура. Основным законом в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на которой основывается вся правовая система страны. Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. За этот период в неё было внесено много поправок, которые были вызваны тем, что содержание ряда статей по разным причинам: из-за краткости, нечеткости - толковались правоведами по разному, что вызывало споры, дискуссии по их содержанию. Именно, данная причина и вызывала необходимость уточнения их содержания путем внесения поправок. Вызывала как у работников прокуратуры, так и у правоведов дискуссии и по ст.129 о прокуратуре, которая была помещена в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть», поскольку прокуратура данной статьей признается единой централизованной системой, подчиненной Генеральному прокурору, но никакого отношения к судебной власти не имеет, т.е. возникает мысль, а не относится ли прокуратура к Судебной власти. Дискуссии по данному вопросу и решили вопрос о внесении в Конституцию среди поправок и следующие поправки по данному вопросу: - Согласно поправкам Глава 7 получает название: «Глава 7. Судебная власть и прокуратура». Расширено понятие прокуратуры, П. 1 ст. 129.с конкретизацией функций и полномочий. -Внесен п.2 содержащий конкретизацию требований к прокурорам: не иметь иностранного гражданства или вида на проживание в иностранном государстве, запрещение открывать и иметь счета (вклады) и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. -П. 3 изменен порядок назначения Генерального прокурора, его заместителей назначается и освобождается Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации. Сравнить в ст. 129 Конституции и ст.12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор назначался и освобождался Советом Федерации по предложению Президента, ст.121ФЗ аналогичный порядок предусмотрен и для заместителей Генерального прокурор. -П.4 Аналогичный порядок предусмотрен и при назначении прокуроров субъектов РФ, военных и специализированных прокуратур, после консультаций с Советом Федерации сравнить в Конституции в ст.129 п.3 и ст.ст.151 ФЗ «О прокуратуре» назначается и освобождается Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ по согласованию с субъектом РФ. Необходимость изучения курса прокурорский надзор обусловлена тем, что любая сфера правовой деятельности так или иначе связана с проблемами соблюдения Конституции, если законы или действия граждан, должностных лиц противоречат Конституции, они признаются недействительными, не подлежащими применению. | ||||
Исходя из ст. 129 Конституции Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 (в редакции от 06. февраля 2020 г.). Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения. В ряде республик – субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (так, административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве – коожуны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских). В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Так, на территории Красноярского края действует 42 районные прокуратуры. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, в Красноярском крае создано 8 межрайонных прокуратур. В г. Москве созданы прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением. В г. Красноярске создана Прокуратура г. Красноярска, в состав которой входит 7 районных прокуратур: прокуратуры Центрального, Советского, Железнодорожного, Октябрьского, Кировского, Свердловского и Ленинского районов. Характерным признаком прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование Закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. Законом не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Важным свойством прокурорской системы является ее централизация, когда в соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст.129) органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. |
|