double arrow

Анализ допущенных ошибок.


Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» - «лошадка», «хлеб» - «булка», «брат» - «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной. Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно. В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» - характерно для инфантильных детей.

Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.

Динамика продуктивности запоминания.

У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.




Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.

При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.


Протокол обследования

Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________

Дата обследования _____________________________

  Этап Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд   Лишние слова   Рn
1                        
2                        
3                        
4                        
5                        

Рср

 

 

Продуктивность запоминания
5
1
10

Методика "Лабиринт"

Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

 

Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.



Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления пово­ротов.



Инструкция

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.



"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объяс­няются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дает­ся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"Вписьме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись -мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов.

Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.

При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Макси­мальное количество очков — 44.


Образец протокола

ФИО ______________________________________ Дата рождения _________________

Дата обследования ____________________________________

 

№ задачи № домика, указанного испытуемым Оценка (в баллах)
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    

Суммарный балл

 

 


Ключ

№ домиков

№ задачи

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 0 0 1 1 0 0 2 4 0
2 1 0 0 1 1 0 0 2 2 0
3 1 0 0 1 1 0 0 4 0 2
4 1 0 0 1 1 0 2 2 0 0
5 2 0 0 2 4 0 0 0 0 0
6 2 0 0 2 3 0 0 0 2 0
7 4 0 0 4 2 0 2 0 0 2
8 3 0 0 3 2 0 0 2 0 4
9 0 2 4 0 0 1 2 0 4 2
10 0 2 3 0 0 1 0 2 2 2
11 0 3 2 0 0 1 0 0 0 4
12 0 4 2 0 0 1 0 0 0 2
13 0 1 1 0 0 3 4 0 0 4
14 0 1 1 0 0 4 2 2 0 6
15 0 1 1 0 0 2 2 0 0 2
16 0 1 1 0 0 2 2 0 2 2
17                 2 2
18                 2 4
19                 0 0
20                 2 0
21                 6 0
22                 4 0
23                 2 2
24                 2 0
25                 0 0
26                 2 4
27                 0 0
28                 2 0
29                 0 2
30                 0 0
31                 4 0
32                 2 0

 

 

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчле­ненные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзыва­ют к одному. Это обусловлено недостаточной стойкос­тью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений про­стейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориенти­ровка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-об­разной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.











Сейчас читают про: