Консультация для педагогов

«Дисциплина на уроке – что это такое и как ее добиться»

Все учителя, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.

Всего лишь несколько десятилетий назад дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им делать. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновению под угрозой наказания. Разумеется, бывали и исключения, но вообще в школах и семьях все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.

Со временем меняются и представления о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности (крики, авторитарный стиль общения, словесное оскорбление, рукоприкладство и тд.)

Воспитание дисциплины начинается с самого рождения ребенка, с периода младенчества. В первый класс ребенок приходит уже с имеющимися навыками правильного и неправильного поведения. Поэтому с самого первого дня первоклассника мы одновременно начинаем обучать, воспитывать и прививать навыки дисциплины.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик». Учителя предъявляют к ученикам определенные тре­бования и ожидают, что поведение учеников будет им соответ­ствовать. Взаимодействие учителей и учеников в стенах клас­са и школы — это всегда «улица со встречным движением»: учителя относятся к ученикам, ожидая от них определенного отноше­ния, и они относятся к учителям, ожидая от них...

Именно через личность учителя ребенок может подружиться с уроком. Дети в подавляющем большинстве оценивают предмет по учителю, который его преподает. И само представление об учебной дисциплине у ребенка складывается по тому, кто преподносит ее и как преподносит. Это первый момент. Второй заключается в следующем: чтобы ребенок полюбил урок, его надо сделать не просто интересным, а личностно значимым для самого ребенка. На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу работы и праздника. Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности — создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а, придя на урок, работал. И вся работа учителя должна быть направлена на это. Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности – словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

Остановимся более подробно на понимании мотива «плохого» поведения учащихся.

Привлечение внимания некоторые ученики выбирают «пло­хое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вес­ти урок, а ребятам — понимать учителя.

Власть некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разру­шают тем самым установленный в классе порядок.

Месть для некоторых учеников главной целью их присут­ствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, ро­дителей или своим собственным чрезмерно завышенным требо­ваниям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказы­ваются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» пове­дения ученика, чтобы правильно строить свое собственное пове­дение, понимать ре­акции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Сталкиваясь с «плохим» поведением своих вос­питанников от учителя требуется корректное решение конфликтных ситуаций – это необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Для реализации установки на решение конфликтов “мирным путем” А.С. Чернышев, автор “Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций”, предлагает несколько педагогических правил.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Здесь важна “педагогическая зоркость” – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое – усугублять конфликтность ситуации.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности – основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне этот способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ – второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить человека в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в целях собственного самоутверждения.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Важное средство формирования личности школьника – педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Давать задания, которые требуют объединенных усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно запомнить некоторые подсказки.

Подсказка первая. “Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию” (Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.

Подсказка вторая. “Задержите реакцию!”

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. “Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.

Подсказка третья. “Переведи реакцию!”

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге “герой” конфликта остается наедине с собой. Этим снижается “замысел” борьбы.

Подсказка четвертая. “ Будь рационализатором!”

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель.

Подсказка пятая. “Будь парадоксальным!”

Постарайтесь при случае обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так “разложить” суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Учитель предстает сильной и оригинальной личностью. Дети не любят серости.

К.Д.Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал: “Если мы ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, — то классная дисциплина в наших руках.”

 Источник: Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: