В соответствии с рациональным подходом процесс принятия решения может быть разбит на восемь шагов

ЛЕКЦИЯ 3.1 Характеристика рационально подхода применяемого в современном менеджменте.        

ПЛАН.

 

1. Рациональный подход: дедуктивный, синаптический, линейный. Методологические принципы рационального подхода.

2. Алгоритм применения рационального подхода. Привлекательность и недостатки применения рациональной модели в менеджменте.

 

Вопрос. Рациональный подход: дедуктивный, синаптический, линейный. Методологические принципы рационального подхода.

  Рациональный подход - это метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновывать принимаемые решения.

Основателем рационализма в философии Нового времени выступает французский философ Рене Декарт.

Суть рационализма Декарта можно свести к 2 положениям:

1. в познании необходимо опираться не на чувства, а на разум;

При познании необходимых предметов и явлений внешнего мира необходимо использовать методы в основе которых лежит математическое знание. 

Рациональный подход в теории менеджмента включает:

Р. ЭТАПЫ И ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Рациональный подход к принятию решения в менеджменте, прежде всего, требует систематического анализа проблемы, затем выбора одного из вариантов решения и осуществления его в логической последовательности, шаг за шагом.

Рациональный подход разработан для того, чтобы направлять процесс принятия решений, поскольку зачастую у менеджеров отсутствует какая-либо система и они руководствуются случайным выбором.

 Хотя рациональная модель является неким «идеалом», который вряд ли можно воплотить в жизнь в нашем реальном, столь сложном и переменчивом мире, она помогает менеджерам при принятии решений мыслить более четко и рационально.

Менеджерам следует использовать систематически процедуры для принятия решений всегда, когда это только возможно. Если менеджеры будут обладать глубоким пониманием процесса принятия рационального решения, то это поможет им сделать наилучший выбор даже тогда, когда налицо явный недостаток нужной информации.

В соответствии с рациональным подходом процесс принятия решения может быть разбит на восемь шагов.

1. Изучить окружающую обстановку. В первую очередь менеджер изучает информацию о внутренней и внешней среде организации, что помогает выявить отклонения от запланированного или приемлемого поведения. Он беседует с коллегами, а также просматривает финансовые отчеты, оценки выполнения, отраслевые индексы, деятельность конкурентов и т.д.

2. Сформулировать проблему. Обнаружив отклонения, менеджер формулирует проблему: детально устанавливает ее характер, определяет, где и когда она возникла, кто в нее вовлечен, кого она касается косвенно, как связана с текущей деятельностью.

3. Установить цель. Менеджер определяет, какие результаты должны быть достигнуты после принятия соответствующего решения.

4. Диагностировать проблему. На этом этапе менеджер «копает вглубь», анализирует причины возникновения проблемы. Возможно, для того чтобы поставить правильный диагноз, потребуется собрать дополнительные сведения. Понимание причины возникновения «болезни» позволяет выбрать нужное лечение.

5. Разработать альтернативные решения. Прежде чем начать продвигаться вперед в соответствии с намеченным планом, менеджеру следует составить четкое представление об иных вариантах достижения желаемой цели. Менеджер может позаимствовать идеи у своих коллег и даже конкурентов.

6. Оценить каждое из альтернативных решений. Этот шаг может включать в себя использование количественных оценок, статистических методов или личного опыта. Каждое из альтернативных решений оценивается с точки зрения вероятности достижения желаемой цели.

7. Выбрать лучший из вариантов решения. Этот шаг является центральным в процессе принятия решения. Воспользовавшись результатами проведенного анализа, менеджер выбирает тот вариант решения проблемы, который имеет наибольшие шансы на успех.

8. Реализовать выбранный вариант решения. На заключительном этапе менеджер использует свои управленческие, административные возможности и свою способность к убеждению, и дает указания, каким образом воплотить принятое решение в жизнь. Как только решение реализуется, снова приходит пора приступить к изучению окружающей среды.

Первые четыре шага решения проблемы в этой последовательности составляют стадию идентификации проблемы, а следующие четыре — стадию принятия решения. Обычно в процессе принятия решения присутствуют все четыре шага, хотя какой-то шаг может и не выделяться в отдельный самостоятельный элемент. На основании своего опыта менеджеры, как правило, четко представляют, что делать в той или иной ситуации, поэтому некоторые шаги могут быть сведены к минимуму.

Рациональный подход лучше работает при принятии программированных решений, когда проблемы, цели и альтернативы четко определены, и человек, принимающий решение, располагает достаточным временем для упорядоченных и продуманных действий.

Но даже если решения являются программированными, а проблемы с трудом поддаются определению и нагромождаются одна на другую, менеджеру все равно следует пытаться использовать шаги рационального подхода — правда при этом ему лучше полагаться на свой опыт и интуицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: