Крито-микенская цивилизация

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Понятие "история античности".

2. Периодизация древнегреческой истории.

3. Природно-климатические условия и их влияние на становление цивилизации.

4. Население Греции.

 

Источники: исторические произведения (логографы, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Эфор, Полибий, Диодор, Плутарх); материалы археологических раскопок; эпиграфические данные; папирусы; нумизматика; мифология, памятники художественной и философской литературы.

 

1.Понятие «история античности».

Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме.

Этот термин был принят в начале XVIII века на французском языке в Бельгии и обозначал особый вид искусства. Появление множества исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности. В дореволюционном употреблении в России использовался термин «классическая древность»

 

2.Периодизация древнегреческой истории.

Историю Греции принято делить на пять крупных периодов:

Первый период связан с Крито-микенской цивилизацией (конец III–II тыс. до н.э.) Это время возникновения и расцвета на Крите и в Микенах древнейших дворцовых цивилизаций, созданных критянами-минойцами и греками-ахейцами (XIII–XII вв. до н.э.).

Второй период – «гомеровский» или «предполисный» (XI–IX вв. до н.э.) – характеризуется разложением родо-племенных отношений и формированием ранних государств.

Третий период – «архаический» (VII–VI вв. до н.э.) – время формирования античной полисной цивилизации, зарождение классического рабовладения, эпоха великой греческой колонизации.

Четвертый период охватывает V век до н.э. и называется «классическим периодом» – эпоха наивысшего расцвета античной греческой цивилизации, полисного строя, демократии, культуры.

Пятый период, названный «эллинистическим» (IV вв. до н.э.–334 г. до н.э.) связан с завоеваниями Александра Македонского на Востоке. Это время распространения античной цивилизации за пределы Средиземноморья, эпоха крупных эллинистических монархий.

3.Природно-климатические условия и их влияние на становление цивилизации.

Греция занимала разное географическое положение: материковое (Ахейя), полуостровное (Пелопоннес) и островное (Эолия), что предопределило особую роль моря в жизни ее населения и причастность одновременно Западу и Востоку. Климат изменялся от умеренно-континентального на материке до субтропического на островах. Осадки приходились на осенне-зимний сезон с сентября по февраль, оказывавшийся поэтому единственно благоприятным для земледелия. Весенне-летний сезон, напротив, отличался крайней засушливостью, приводившей к пересыханию рек. Ландшафт Эллады (так называли свою страну сами греки) преимущественно горный, перемежающийся альпийскими лугами и долинами; это создавало благоприятные условия для пастушества, греки издавна разводили коз и овец. Но крайне ограничивало возможности земледелия, т.к. в Греции не хватало плодородной земли.  Почва Греции не отличалась плодородием, скудны и каменистые, непригодные для земледелия. Для сельского хозяйства были удобны лишь отдельные районы: Беотия, Фессалия, Мессения, Лаконика.

Более благоприятные условия были для садоводства, здесь возможно было культивирование виноградной лозы и оливы.

Летний период – время наивысшего зноя. Сезон дождей начинается с середины сентября. В ноябре-декабре дуют южные ветры, чередующиеся с холодными северными. Зима длится 1,5-2 месяца. В марте наступают южные циклоны, приносящие сильные ливни. С апреля количество осадков резко уменьшалось, реки мелели и растительность высыхала.

В высокогорных районах климат резко отличался. В июне на высоте 500-600 м было прохладно. Еще выше – лежал снег. Климат Эгейских островов во многом схож с материковым, однако осадков выпадало меньше.

В горах Эллады находились рудники драгоценных, черных и цветных металлов, месторождения лучших и весьма разнообразных пород мрамора и другого строительного камня. Горы Греции некогда были покрыты разнообразной растительностью. Однако многие из них, вследствие отсутствия влаги, выветривания почвы и хищнических способов хозяйства, лишились своего покрова еще в древности.

 Страна была богата золотом, серебром, медью, свинцом. В долинах встречались отложения высококачественных глин.

Наиболее благоприятный климат наблюдался на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря, где находилась Фессалийская долина. Здесь находились наиболее обширные и плодородные долины, расположенные вдоль реки Пиньос и ее притоков. С юга Фессалия ограничена горной цепью Отрис, с востока омывается водами Эгейского моря. От морских ветров территория защищена на севере горами Оса и Олимп, на юге – горами Пелион. В приморской полосе время наивысшего зноя и сухости — июль и август, когда температура в тени достигает 40°, на солнце 70—80°. Небо безоблачно. Море блещет синевой, и вода так прозрачна, что, кажется, будто снизу ее освещает другое солнце. Нагретый воздух струится и дрожит. Горные речки высохли, трава выгорела. Сухость и прозрачность воздуха таковы, что каждая черта ландшафта выступает с поразительной яркостью и выпуклостью. Палящий зной облегчается непрерывным ветерком с моря. Сразу после захода солнца начинаются холодные порывы ветра с гор.

Дождливое время наступает с середины сентября. Земля вновь зеленеет. Скот спускается в равнины. В ноябре — декабре южные ветры, приносящие ливни, чередуются с пронзительными холодными северными ветрами. Сношения по суше и морю затрудняются. Наступает короткая (не более 1,5—2 месяцев) зима.

Богатством для Греции было море, оно давало грекам   рыбу ценных пород и другие морепродукты. Удобные бухты, многочисленные острова создавали условия для мореплавания и торговли. Став искусными мореплавателями, греки превратили свою страну в сильную морскую державу.

Борьба за существование шла прежде всего за счет освоения новых территорий, их колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы. С VIII по VI в. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н.э. начинается великая греческая колонизация. Она вызвала массовый отток населения. Колонизация открыла новые возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и других ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось зерно, лес, металлы и продукты. Из Греции изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Мясо было дорого и доступно только богачам. Все, что подавалось для еды, кроме хлеба, рассматривалось как дополнение к нему, как «приправа». Лепешки выпекались из пшеничной муки, вместо дрожжей употреблялись винные осадки.

При увеличении народонаселения городов остро вставала «хлебная проблема», особенно там, где своего хлеба не хватало. Подвоз хлеба при стихийном характере торговли и трудности далеких морских перевозок никогда не был систематическим, поэтому иногда даже из-за незначительного неурожая возникал голод, и росли цены на хлеб.

При малом плодородии Греции большую роль в сельском хозяйстве играла культура оливок. Оливки служили для греков едой, из них приготовлялось масло, употреблявшееся в пищу; для очищения тела от грязи натирались оливковым маслом. Глиняные светильники с опущенным в них фитилем наполнялись оливковым маслом. Тусклый свет глиняных коптилок освещал по вечерам дома и служил единственным источником света для рабов, работавших в рудниках глубоко под землей.

Обычной едой греков, кроме хлеба, были оливки, овощи, козий сыр и рыба. Оливки употреблялись в пищу в свежем виде, маринованными в уксусе и засоленными.

Оливковые деревья сажались рядами; между отдельными деревьями одного ряда старались соблюдать расстояние около 12 м., расстояние между рядами было около 18 м. При такой посадке обеспечивалось свободное развитие корней и наибольшая плодоносность деревьев. Поэтому только богатые землевладельцы могли иметь на своей земле большие оливковые рощи. У средних и мелких землевладельцев на участке было немного деревьев, между которыми обычно сеяли ячмень.

Большую роль в сельском хозяйстве играло виноградарства и виноделие. Вино, смешанное с водой, было самым распространенным напитком. Наряду с оливками и оливковым маслом вино служило одним из главных предметов сельскохозяйственного экспорта.

Из садовых культур особенно следует отметить фиги (винные ягоды). Они потреблялись и в свежем, и в сухом виде; сушеные фиги вывозились на продажу.

Очень распространены были и огородные культуры. Овощи приготовлялись разнообразно; лук и чеснок служили приправой ко многим блюдам, но в большом количестве употреблялись и в сыром виде, особенно беднейшими слоями населения.

Оливковое дерево живет очень долго. Средняя продолжительность жизни и плодоношения дерева 250 лет. В течение первых 16—18 лет жизни оливковые деревья не дают урожая. Наибольшей плодоносности дерево достигает, начиная с 40 лет жизни. Поэтому ущерб, наносимый земледельцам войной, часто грозил им полным разорением. Возвращаясь после войны домой, крестьяне с отчаянием смотрели на обугленные пни вырубленных олив, восстановление которых требовало не менее 40 лет.

Крупные и полноводные реки отсутствуют. Многие реки летом полностью пересыхают.

Растительность Леса в Греции состояли большей частью из кустарниковых зарослей, различных пород дуба, земляничника, можжевельника и диких олив. Все эти деревья не были пригодны ни для построек, ни для кораблестроения, так как они низкорослы, и стволы их сильно искривлены. Только в Пелопоннесе и в северной Греции вершины гор были покрыты хвойными лесами, представлявшими большую ценность. Кустарниковые заросли служили грекам основным топливом.

Они употреблялись также для производства благовоний и душистых масел. Пастбищами были земли, непригодные для обработки; кора и листья кустарников и низкорослых деревьев служили пищей козам и овцам. В одной из трагедий Еврипида мелкий скот поэтому и назван «лесистым стадом». Стада паслись часто и на склонах почти обнаженных гор.

Весной склоны гор покрывались цветами — красными анемонами, белыми гиацинтами, лиловыми фиалками, желтоватыми нарциссами. Цветы привлекали большое количество пчел. Цветочный мед, козье молоко и сыр были широко распространенными предметами питания.

Зимние пастбища были расположены у подножья гор, по соседству с возделанными полями. Поэтому требовалось большое количество сторожевых собак и пастухов, чтобы уберечь поля от потравы скотом. За исключением отдельных районов (Фессалия, Беотия, Лаконика, Мессения), земля Греции была малоплодородна.

Отсутствовали хорошие пастбища для крупного рогатого скота и лошадей, только немногие районы Греции могли гордиться широким развитием коневодства.

Средиземноморская фауна мало чем отличается от европейской. Некогда Грецию покрывали леса и тогда там водились хищные звери — львы и медведи (на севере), волки и дикие кабаны. Но в историческое время хищники встречались очень редко. Последнее известие о львах относится к походу войск Ксеркса, когда в лесах Македонии на обозных верблюдов напали львы.

Охота на кабанов была наиболее распространенным видом охоты в высокогорных районах, где еще сохранились леса.

Из домашних животных коровы известны преимущественно в Эпире, а лошади — в районах, где были запасы плодородной земли и заливных лугов. Распространенными рабочими животными были быки, на которых пахали, ослы и мулы. Преобладало мелкое скотоводство; молоко потреблялось главным образом овечье и особенно козье.

Змеи были распространены в Греции, и укротители змей были обычными посетителями греческих рынков.

Бичом отдельных районов Греции, особенно со стоячей болотной или озерной водой, были малярийные комары. Район Копаидского озера в Беотии был рассадником малярии.

Очень богата была Греция разнообразными породами птиц, почему уже с раннего времени открывался простор для гадания по полету птиц. Известно, что птицей Зевса был повсюду признан орел, как птицей Афины — сова.

 

4.Население Греции.

Греция была бедной страной, а греки — бедным народом. Нищета и антисанитарные условия жизни характерны почти для любого греческого города. Основная масса населения, особенно в земледельческих районах, жила в глиняных мазанках, поставленных на фундамент из грубо обработанных камней. Геродот говорил, что «бедность — молочная сестра греков». Основные богатства страны сосредоточились в руках сравнительно немногочисленных групп крупных рабовладельцев. Красота общественных построек некоторых городов и храмов создает поверхностное, несоответствующее действительности, впечатление о блеске греческой жизни.

Первоначальное население Греции не было греческим. Сами греки позже называли исконных жителей этих земель пеласгами, карийцами, долопами. Греческие племена заселили территории южных Балкан в конце III тысячелетия до н. э., вторгшись с севера, вероятно, из придунайских районов. Первые государства, сложившиеся на территории Греции, были государствами двух греческих племен—ахейцев и ионийцев. Около 1200 г. до н. э. вторгшиеся племена дорийцев и эолийцев разрушили основные центры ахейской культуры, хотя не всe земли Греции оказались покоренными.

Древнегреческая народность распадалась на четыре основных, близко родственных друг другу племени: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. У древних греков существовал миф о происхождении всех этих четырёх племен от одного предка.

Согласно этой легенде, общим предком всего греческого народа был сын Девкалиона Геллен (Эллин). Его сыновья Дор и Эол были предками дорийского и эолийского племен, а сыновья его третьего сына, Ксуфа, Ион и Ахей, – предками ионийского и ахейского племен. Эти четыре греческих племени занимали во время Троянской войны те области Греции, в которым развилась культурная жизнь следующего периода.

В начале I тысячелетия до н. э. вся территория Греции была как бы поделена между четырьмя основными греческими племенами: дорийцы, заселившие значительную часть Пелопоннеса, распространились также на южные острова Эгейского моря и южное побережье Малой Азии; ахейцы населяли районы Аркадии и Ахеи в Пелопоннесе, где они частично смешались с дорийцами. Ионийцы, кроме Аттики, населяли центральный район островной полосы Эгейского моря и центральную часть побережья Малой Азии. Эолийцы, заселившие северные и отчасти центральные районы Греции, распространились на северную группу островов Эгейского моря и северное побережье Малой Азии (район Троады).

Дорийцы («копьеносцы»), суровые, воинственные охотники, пастухи и земледельцы, сильные привычкою к дисциплине и самообладанием, завоевали себе после долгих странствований прочную оседлость у подошвы Эты, покорив племя дриопов или вытеснив их в восточный Пелопоннес, на мыс Гермиону и в Асину. Область, занятая греками-дорийцами, была невелика. Это была горная страна. Они основали в ней четыре селения, остававшиеся неукрепленными; самое значительное из этих местечек было Эриней. Общим племенным святилищем дорийцев был Дельфийский храм Аполлона.

 

КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Хронология

1. Раннеминойский период (до бронзового века, 3650—2160 гг. до н. э.)

2. Финальный додворцовый период (ранний бронзовый век, 2160—1900 гг. до н. э.)

3. Раннедворцовый период (1900—1700 гг. до н. э.)

4. Новодворцовый период (1700—1425 гг. до н. э.)

5. Финальный дворцовый период (1425—1350 гг. до н. э.)

6. Постдворцовый период (1450, в Кноссе 1350—1190 гг. до н. э.)

7. Постминойский, или субминойский период (после 1170 г. до н. э.)

 

Крито-микенская цивилизация, которая возникает на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры, — самая загадочная часть истории Греции. Сами древние греки в классический период почти ничего об этой цивилизации не знали. Но были мифы, легенды о царе Миносе, который правил Критом и владел морями, и это говорит о так называемой талассократии Миноса. Были легенды о лабиринте, в котором жило чудовище, полубык-получеловек Минотавр, которого в конце концов убил греческий герой Тесей, а нить его возлюбленной Ариадны позволила ему покинуть страшный лабиринт. О крито-микенской цивилизации мы, в сущности, ничего не знали до конца XIX — начала XX века, до раскопок Генриха Шлимана в Греции и Малой Азии, в Трое, а также до раскопок Артура Эванса, английского археолога, в первой трети XX века на Крите.

Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным». Считалось, что именно Минос создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. И, действительно, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья. По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья.

Артур Эванс нашел роскошные сооружения, которые он назвал дворцами. Дворцы были найдены в Кноссе, Фесе, Малии и в других местах Крита. Это были большие сооружения, Кносский дворец содержал до 300 помещений и располагался на трех уровнях, то есть там было три этажа. Это был скорее не дворец, а мини-город. Там помещались хранилища, комнаты для разных нужд, был тронный зал правителя, стены были украшены роскошными фресками — все это говорило о высоком уровне развития цивилизации.

Критская цивилизация (или минойская — ее называют минойской по имени царя Миноса) возникает на самом большом острове греческого архипелага — на острове Крит, который с юга замыкает Эгейское море. Крит находится в очень выгодном географическом положении на пути из Греции в Египет и на Ближний Восток. Он очень рано стал центром транзитной торговли и перемещения населения.

Там жили индоевропейцы, не греки, и на рубеже III и II тысячелетий возникает цивилизация. Первый период более-менее хорошо задокументирован — это так называемый период старых дворцов, 1900–1700-е годы до нашей эры. Здесь уже выделяется самый крупный дворец — Кносский, хотя существуют и другие. Появляется письменность, так называемое линейное письмо А — слоговое письмо, которое до сих пор остается нерасшифрованным. Есть различные предположения о содержании этих текстов. Скорее всего, это какая-то отчетность или религиозные тексты. Во главе стоит царь или царь-жрец, но очень большую роль и в религии, и в государстве, очевидно, играют женщины, поскольку женские фигуры на фресках изображены очень большими, а для архаичной живописи размер имеет значение и соотносится с социальной значимостью персонажа.

 

Крит торгует с Египтом, в египетских текстах упоминаются люди страны Кефтиу, то есть Крита, можно наблюдать некоторые заимствования в области искусства, в религиозной жизни. Критская цивилизация была достаточно мирной: не зарегистрировано больших войн, а фрески носят очень миролюбивый характер. В отличие от аналогичных изображений с Ближнего Востока, ассирийских и египетских, в критских изображениях вообще отсутствуют сцены войн и охоты. Критяне пытались распространять свое влияние на Грецию и Малую Азию, а структура общества была похожа на структуру ближневосточных государств: во главе царь, под ним воины и бюрократия, зависимые общинники, которые должны были платить дань.

 

Эти дворцы или мини-города были обиталищами царя или правителя. Около 1700 года до нашей эры старые дворцы погибают в результате серии землетрясений, и с 1650 по 1450 год длится эпоха новых дворцов на Крите, расцвет критской цивилизации, когда критская культура и искусство оказали влияние на материковую Грецию. В 1450 году происходит извержение вулкана на острове Фира (нынешнее название — Санторини) к северу от Крита. Это оказывает отрицательное влияние на развитие критской цивилизации. Она была завоевана племенами ахейцев, микенцев — их назвали по Микенам, крупнейшему городу на полуострове Пелопоннес, это предки греков. Ахейцы завоевали Крит, смешались с минойским населением, и после этого Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр перенесся на материк. Они ассимилируют население, обитавшее здесь раньше, приносят новшества в жизнь общества. Например, впервые появляется керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. В некоторых местах при раскопках были найдены кости лошади, ранее, по-видимому, неизвестной в пределах южной части Балканского полуострова. Стали использовать повозку или боевую колесница с запряженными в нее лошадьми. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Но они создают свою культуру, имевшую яркие особенности.

Примерно с 1650 по 1100 год на материке существует микенская цивилизация, она находится под влиянием Крита. Микенцы перенимают многие культурные навыки, искусство, а главное, письменность. Так называемое линейное письмо Б было написано уже на греческом языке, и поэтому ученые смогли его дешифровать в середине XX века. Это сделал английский дешифровщик Майкл Вентрис, поднаторевший на дешифровке нацистских кодов, и с помощью оксфордских ученых он смог достичь успеха.

Самым ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом (1822 —1890 гг.) в черте стен Микенской цитадели. Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV– XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения охватыла весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Властители Микен имели воинственных наклонности. Об этом свидетельствуют, во-первых, обилие оружия в их гробницах и, во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из вещей, найденных в могилах, а также каменные стелы, стоявшие на самих могилах.

Мы можем начитать эти тексты, но это тексты бухгалтерской отчетности. Это было первоначальное использование письменности — для отчетности о каких-то дарах, поступлениях, подарках и прочего. Но они позволяют восстановить картину микенской цивилизации. Микенцы гораздо более воинственные, микенцы — это расцвет бронзового века. В это время основным материалом является бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, зато микенские кинжалы очень ценятся. Микенские правители жили во дворцах, но не таких, как критские, а с огороженными стенами. Хоронили микенцев в так называемых шахтных гробницах.

В это время возникают многие города, известные и во время расцвета классической Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках мы можем прочесть имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, которые были известны позже. К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями. Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до нашей эры (примерная датировка). Греки-ахейцы (или микенцы) объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы (в древности он назывался Геллеспонт) и захватили его.

О Троянской войне мы знаем не только из археологических раскопок, которые вел Шлиман в конце XIX века. Кстати, раскопки Шлимана были грабительскими, он уничтожил массу артефактов, но существование Трои и Троянской войны доказал. Знаменитый клад Шлимана, который к Троянской войне не имеет никакого отношения (он был заложен гораздо раньше), хранится сейчас в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев. Дорийцы — тоже греки, это следующая волна колонизации.

Прародина греков — это нынешняя Сербия и Трансильвания, центр Балканского полуострова. Греки волнами переселялись на территорию нынешней Греции. Ахейцы (или микенцы) были предыдущей волной, а дорийцы в XII веке несколькими вторжениями уничтожают микенскую цивилизацию. Историки считают, что племена дорийцев имели одно преимущество: у них было железное оружие, более дешевое и более массовое. Следы микенцев обнаруживаются и в Хеттском царстве, и в Палестине, и в Египте, но в Греции развитие цивилизации пошло по совсем другому пути.

 

«Игры с быком», фреска. Музей Гераклион (первая пол. XV в. до н.э.)

«Игры с быком», фреска из восточного крыла Кносского дворца на о. Крит (первая половина XV в. до н.э.). Музей Гераклион.

Название культуры крито-микенская условно, так как она была распространена по всему бассейну Эгейского моря, а не только на территории о. Крит и в Микенах.

Крит является колыбелью великой культуры. По преданию здесь родился и воспитывался Зевс, сюда же он привез похищенную им Европу, родившую знаменитых царей Крита. Здесь была даже могила Зевса, которую критяне показывали (за что и попали в поговорку: «Все критяне – лжецы»). Крит знаменит его загадочным лабиринтом, Минотавром Астерием-Звездным, железным Талосом – стражем острова, священными пещерами (в одной из которых царь Минос беседовал со своим отцом Зевсом), двухлезвийными топорами – лабрисами, человеческими жертвами, почитанием женщины – жрицы и владычицы, великим мастером Дедалом, сделавшим крылья, чтобы летать, и его сыном Икаром, который опалил крылья и разбился.

Открытие культуры древнего Крита принадлежит английскому ученому Артуру Эвансу (1851-1941) и плеяде его коллег и учеников. Начатые в марте 1900 года раскопки в Кноссе, в центральной части острова, уже через несколько месяцев дали поразительные результаты: были открыты развалины огромного дворца с великолепными фресками. В нем имелась подземная система канализации и водоснабжения (водопровод). Освещение Кносского дворца представляло следующую систему прохождения через 2-3, а иногда и 4 этажа сверху донизу световых колодцев-шахт. Через них в помещение не проникали ни палящие лучи солнца, ни леденящие ветры, дождевая же вода уходила по специальной системе подземных труб. Одним из символов Крита бесспорно являются кносские игры с быком. Этот сюжет встречается и на фресках, и на печатях, каменных и глиняных сосудах. Бык был на Крите и священными, и жертвенным животным. Быков приносили в жертву при погребениях. Характер ритуальных церемоний носят и опасные игры с быком.

На рубеже III и II тыс. до н. э. жизнь людей на Крите сосредоточивалась вокруг так называемых дворцов. Большие дворцовые комплексы, обнаруженные археологами, были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких центров было четыре — Кносс, Фест, Маллия и Като Закро. Вначале они были самостоятельными государствами, позже объединились под властью Кносса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря.

Из всех дворцовых комплексов Крита исследователями лучше всех изучен дворец в Кноссе, известный как Лабиринт. Это целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких (2— 4) уровнях, соединенных многочисленными коридорами и переходами. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. На первом этаже в них находились тронный зал, амфитеатр для зрелищ и др. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими верандами, около которых располагались ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировании почти невозможно, то Кносский дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только сквозь световые колодцы в потолке. И все же дворец воспринимался как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимавший центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения.

Стены Кносского дворца были украшены прекрасными фресками, из сюжетов которых видно, что критяне с большой любовью относились к природе. Основной темой пейзажной живописи являлось море с рыбами, полипами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами. В рисунках до сих пор ощущается красота скал и цветущих лугов, богатство животного и растительного мира острова. В целом изобразительное искусство Крита было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства Крита. Движение волн, порывы ветра, вечная стихия — все это предопределило динамизм искусства художников. Некоторая условность обнаруживается при изображении людей. Человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи — развернутыми в фас, глаза — смотрящими прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и не портили общего впечатления.

 Значительную роль в жизни населения Крита играла религия, но там не было специальных храмовых зданий и не существовало касты жрецов.

Там изначально сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, был одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Религиозные ритуалы совершались либо во дворце, либо на открытом воздухе, верховными жрецами были правитель и правительница, младшими — критская знать.

Апогей минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. В конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар по всей минойской цивилизации. Почти все поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана, происшедшего около 1450 г. до н. э. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинственные греки-ахейцы. Из центра культуры Средиземноморья Крит превратился в провинцию ахейской Греции. Центр цивилизации переместился на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура.

Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Наиболее значительные из них были обнаружены археологами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах. В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов.

Центральным местом в них был мегарон — большой центральный зал, имеющий кровлю с отверстием, под которым стоял очаг. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Так, например, в Тиринфе наружные стены дворца были сложены из огромных глыб известняка весом до 12 т, толщина стен составляла 4,5 м, высота — 7,5 м. Греки, жившие позднее, называли эти стены циклопическими, приписывая их сооружение мифическим одноглазым великанам — циклопам.

Стены ахейских дворцов украшали фрески, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Здесь были и сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины, седлающие коней, и идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Торжество физической силы пронизывало всю микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции.

На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

Преобладанию ахейцев в Эгейском море был положен конец появлением в XII в. до н. э. многочисленных народов, среди которых были и дорийцы. Это было частью очередного великого переселения народов, начавшегося еще в XIII в. до н. э. Множество центров микенской культуры было захвачено варварами. Ахейским государствам, располагавшим хорошо организованной военной машиной, значительными экономическими ресурсами, высокой культурой и подготовленными кадрами, не удалось устоять перед ордами дикарей. Судя по всему, причиной поражения была внутренняя слабость этих государств, недовольство народа, истощение и растрата материальных и людских ресурсов в многочисленных войнах. Поэтому от малейшего толчка эти государства развалились. Правда, островки микенской культуры существовали до конца XII в. до н. э. в Греции, а также в Малой Азии, войдя через несколько веков в ионийскую и эолийскую культуры. Но, в общем, произошло общее понижение социально-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменному строю, утратила письменность, а также многие другие культурные достижения предшествующей эпохи.

 

РАННИЙ ПЕРИОД ИЗУЧЕНИЯ КРИТО-МИНОЙСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

 

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у Пэшли не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение полиса Кидония.

 

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако чрезмерная цена, назначенная на участок с древностями, помешала ему.

 

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: