Период ранней классики

Архитектура Древней Греции

· Храм Афайи на острове Эгина

1 Современный вид

2 Реконструкция

3 Генеральный план; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи

¾ Храм был заложен после 500 г. до н. э.

¾ Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный – к 480 г. до н. э.

¾ Наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции.

¾ Северная, южная и западная стены террасы параллельны сторонам храма; восточная стена идет под углом к его восточному фасаду. Вход в святилище располагался в южной стене, где был построен пропилон.

¾ План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета.

¾ Внутренняя колоннада была двухъярусной.

¾ Сохранилось только 24 колонны.

¾ В наосе храма находилась статуя богини Афайи, рядом — небольшой бассейн, который наполнялся оливковым маслом.

¾ Колонны храма стройны, но антаблемент тяжел по отношению к ним.

¾ Внутренние членение: фриз больше архитрава, вынос капителей еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина.

¾ Второй ярус, в отличии от первого, возможно, завершался не одним только архитравом, а полным антаблементом.

¾ Долгое время считали, что храм посвящен Афине, позже было выяснено, что он был посвящен именно Афайе, а позднее Зевсу.

¾ Храм знаменит прежде всего частично сохранившимися скульптурными композициями западного и восточного фронтонов.

¾ Композиции изображают эпизоды сражений греков с троянцами, в которых главную роль играет богиня Афина, помогавшая грекам.

¾ Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной.

¾ Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры.

· Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии

 

4 Современный вид

¾ Храм датируется концом VII века до н. э.

¾ Один из древнейших дорических периптеров.

¾ До нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений.

¾ Храм отстраивался три раза.

¾ Древнейший храм, датируемый концом VIII века до н. э., представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану несколько уже последующих.

¾ При постройке второго храма площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. (Его сооружение относится к самому концу VII века или к началу VI века до н. э.).

¾ Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании размером 18,75 x 50 м по стилобату.

¾ Узкий, вытянутый с востока на запад наос с пронаосом и олисфодомом были обрамлены колоннадами.

¾ Стены храма были выложены на цоколе высотой в 1 м, сложенном из известняка-ракушечника.

¾ Первоначальное устройство наоса было связано с дерево-сырцовой конструкцией всего сооружения и напоминает древний храм Артемиды в Спарте с аналогично расположенными столбами, имевшими такое же конструктивное назначение.

¾ Внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях.

¾ Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей.

¾ Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла, имеет 6 каннелюр и гладкую шейку. Энтазис ее очень значителен. Это единственная колонна, которую можно отнести к VII веку до н. э.

 

· Храм Артемиды в Гаритзе на острове Коркире (Корфу)

5 План храма

¾ Был построен около 600 г. до н. э.

¾ Предполагается, что на продольных сторонах было по 17 колонн, однако установить это доподлинно невозможно, так как храм стоял на обрыве, часть которого обвалилась.

¾ Сохранились лишь фрагментальные остатки.

¾ Храм Артемиды, по-видимому, можно считать древнейшим, известным науке полностью каменным дорическим периптером.

¾ Его колонны имели несколько меньший диаметр и были несколько уже расставлены на боковых сторонах.

¾ Различна и ширина триглифов, приходившихся на торцовые и боковые части фриза.

¾ Замечательной особенностью храма была его фронтонная скульптура, высеченная непосредственно на тех же известняковых блоках, которые составляли поле и карнизное обрамление фронтонов.

¾ Центральной и самой крупной фигурой является ужасающая в своем грозном величии Горгона.

¾ Художественные достоинства храма, украшенного скульптурой, обогащались богатой раскраской, следы которой сохранились на всех венчающих частях сооружения.

 

Период классики

· храм Аполлона в Бассах

6 Современный вид

7 План храма

 

¾ Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э.,

¾ Архитектором считают Иктина.

¾ Храм классической эпохи был построен на естественной скале, на специально выровненной площадке.

¾ Ориентирован он не по обычной оси запад-восток, а по оси север-юг.

¾ Прослеживается две стадии строительства.

¾ Первая постройка храма относится к периоду архаики.

¾ По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней.

¾ Храм Аполлона Эпикурия представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (38,3 x 14,5 м).

¾ В основании лежит 15 дорических колонн по длинным сторонам и 6 по коротким.

¾ Внешней дорической колоннаде, выполненной в грубой манере, а также неброско оформленному антаблементу с метопами противопоставлен богатый скульптурой интерьер.

¾ Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью.

¾ Главной особенностью храма является соединение в нём трех ордеров (дорический гексастиль, ионические колонны и ионический фриз в целле, коринфская колонна).

¾ Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма – таким образом, её освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя не сохранилась.

 

· II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии

 

8 Современный вид

9 План храма

¾ Датируется второй четвертью V в. до н. э.

¾ Представляет собой периптер.

¾ Он был построен в дорическом ордене.

¾ На трехступенчатом основании возвышается вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.

¾ Сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки.

¾ Согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.

¾ Число колонн составляет 6*14 (по длине и ширине).

¾ Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера.

¾ Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие.

¾ Храм издали кажется меньше, чем есть на самом деле.

¾ Храм Геры II напоминает Храм Зевса в Олимпии.

 

· Храм Ники Аптерос

 

10 Современный вид

 

¾ Построен около 420 г. до н. э.

¾ Находится на афинском Акрополе.

¾ Является самым первым полностью ионическим храмом на Акрополе.

¾ Отвесные стены цитадели с севера, запада и юга были защищены Парапетом Ники, названным в честь фриза с изображением Ники.

¾ Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса.

¾ Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера.

¾ Он стоит на трехступенном основании.

¾ Целла храма была неглубокой.

¾ Высота колонн храма равна 7,85 диаметра.

¾ Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом.

 

Период эллинизма

· Башня Ветров

 

11 Современный вид

¾ Построена в середине I века до н. э

¾ Древнейший метеорологический памятник в Афинах.

¾ Высота12,1 метра, диаметр около 8 метров.

¾ Восьмигранная башня построена из пентелийского мрамора богатым торговцем Андроником.

¾ Установлена на трёхступенчатом подиуме.

¾ Её грани ориентированы по сторонам света.

¾ Башня служила солнечными часами.

¾ В античности мраморную пирамидальную кровлю венчал флюгер в виде Тритона, дующего в трубу (не сохранился).

¾ Сохранился опоясывающий верхнюю часть башни фриз с аллегорическими изображением восьми ветров.

¾ Изображения сопровождены пояснительными надписями, которые позволяли определить, какой ветер дует в данный момент.

¾ Под фигурами ветров располагается разметка солнечных часов.

¾ Внутри башни были устроены водяные часы (клепсидра).

¾ Капитель башни относится к коринфскому ордеру. Они не сохранились, но имеются графические и объёмные реконструкции.

 

· Храм Зевса Олимпийского

 

12 Современный вид

¾ Строился с VI века до н. э. до II века н. э.

¾ Располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя.

¾ Согласно легенде, храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.

¾ Храм был построен из мрамора с горы Пантелус.

¾ Его длина составляют 96 метров, а его восточные и западные фасады равны 40 метрам.

¾ Считается, что практически всю площадь внутреннего зала занимала гигантская статуя бога Зевса, выполненная из слоновой кости и золота.

¾ Он имел 104 17-ти метровые коринфские колонны, но только 15 из них остались стоять до наших дней, 16-я колонна упала на землю во время шторма 1852 года, и лежит там до сих пор.

 

· Храм Афины в Приене.

13 Современный вид

¾ Был построен до 334 года, как это видно из посвятительной надписи Александра Македонского, сохранившейся на южном анте пронаоса.

¾ Построил храм архитектор Пифей, соорудивший также и Мавзолей в Галикарнассе.

¾ Длина храма – 37,20 м, ширина – 19,55 м.

¾ Он был построен из мрамора.

¾ Представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонах по шесть, а на продольных – по одиннадцать колонн.

¾ Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и описфодома.

¾ Колонны имели типичные для малоазийского зодчества базы, состоявшие из квадратного плинта, двух трохилов и верхнего вала. Стволы колонн имели по 24 каннелюры.

¾ Антаблемент не имел фриза.

¾ В фронтонах храма Афины не было декоративных скульптур. Зато богатые рельефные орнаменты украшали другие части здания: симу, кассеты потолка и пр.

¾ В целле стояла мраморная статуя Афины Полиады — уменьшенное свободное повторение Фидиева колосса Афины Парфенос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: