Архитектура Древней Греции
· Храм Афайи на острове Эгина
1 Современный вид
2 Реконструкция
3 Генеральный план; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи
¾ Храм был заложен после 500 г. до н. э.
¾ Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный – к 480 г. до н. э.
¾ Наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции.
¾ Северная, южная и западная стены террасы параллельны сторонам храма; восточная стена идет под углом к его восточному фасаду. Вход в святилище располагался в южной стене, где был построен пропилон.
¾ План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета.
¾ Внутренняя колоннада была двухъярусной.
¾ Сохранилось только 24 колонны.
¾ В наосе храма находилась статуя богини Афайи, рядом — небольшой бассейн, который наполнялся оливковым маслом.
|
|
¾ Колонны храма стройны, но антаблемент тяжел по отношению к ним.
¾ Внутренние членение: фриз больше архитрава, вынос капителей еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина.
¾ Второй ярус, в отличии от первого, возможно, завершался не одним только архитравом, а полным антаблементом.
¾ Долгое время считали, что храм посвящен Афине, позже было выяснено, что он был посвящен именно Афайе, а позднее Зевсу.
¾ Храм знаменит прежде всего частично сохранившимися скульптурными композициями западного и восточного фронтонов.
¾ Композиции изображают эпизоды сражений греков с троянцами, в которых главную роль играет богиня Афина, помогавшая грекам.
¾ Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной.
¾ Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры.
· Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии
4 Современный вид
¾ Храм датируется концом VII века до н. э.
¾ Один из древнейших дорических периптеров.
¾ До нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений.
¾ Храм отстраивался три раза.
¾ Древнейший храм, датируемый концом VIII века до н. э., представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану несколько уже последующих.
¾ При постройке второго храма площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. (Его сооружение относится к самому концу VII века или к началу VI века до н. э.).
|
|
¾ Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании размером 18,75 x 50 м по стилобату.
¾ Узкий, вытянутый с востока на запад наос с пронаосом и олисфодомом были обрамлены колоннадами.
¾ Стены храма были выложены на цоколе высотой в 1 м, сложенном из известняка-ракушечника.
¾ Первоначальное устройство наоса было связано с дерево-сырцовой конструкцией всего сооружения и напоминает древний храм Артемиды в Спарте с аналогично расположенными столбами, имевшими такое же конструктивное назначение.
¾ Внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях.
¾ Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей.
¾ Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла, имеет 6 каннелюр и гладкую шейку. Энтазис ее очень значителен. Это единственная колонна, которую можно отнести к VII веку до н. э.
· Храм Артемиды в Гаритзе на острове Коркире (Корфу)
5 План храма
¾ Был построен около 600 г. до н. э.
¾ Предполагается, что на продольных сторонах было по 17 колонн, однако установить это доподлинно невозможно, так как храм стоял на обрыве, часть которого обвалилась.
¾ Сохранились лишь фрагментальные остатки.
¾ Храм Артемиды, по-видимому, можно считать древнейшим, известным науке полностью каменным дорическим периптером.
¾ Его колонны имели несколько меньший диаметр и были несколько уже расставлены на боковых сторонах.
¾ Различна и ширина триглифов, приходившихся на торцовые и боковые части фриза.
¾ Замечательной особенностью храма была его фронтонная скульптура, высеченная непосредственно на тех же известняковых блоках, которые составляли поле и карнизное обрамление фронтонов.
¾ Центральной и самой крупной фигурой является ужасающая в своем грозном величии Горгона.
¾ Художественные достоинства храма, украшенного скульптурой, обогащались богатой раскраской, следы которой сохранились на всех венчающих частях сооружения.
Период классики
· храм Аполлона в Бассах
6 Современный вид
7 План храма
¾ Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э.,
¾ Архитектором считают Иктина.
¾ Храм классической эпохи был построен на естественной скале, на специально выровненной площадке.
¾ Ориентирован он не по обычной оси запад-восток, а по оси север-юг.
¾ Прослеживается две стадии строительства.
¾ Первая постройка храма относится к периоду архаики.
¾ По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней.
¾ Храм Аполлона Эпикурия представляет собой удлиненный периптер относительно скромных размеров (38,3 x 14,5 м).
¾ В основании лежит 15 дорических колонн по длинным сторонам и 6 по коротким.
¾ Внешней дорической колоннаде, выполненной в грубой манере, а также неброско оформленному антаблементу с метопами противопоставлен богатый скульптурой интерьер.
¾ Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью.
¾ Главной особенностью храма является соединение в нём трех ордеров (дорический гексастиль, ионические колонны и ионический фриз в целле, коринфская колонна).
¾ Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма – таким образом, её освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя не сохранилась.
|
|
· II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии
8 Современный вид
9 План храма
¾ Датируется второй четвертью V в. до н. э.
¾ Представляет собой периптер.
¾ Он был построен в дорическом ордене.
¾ На трехступенчатом основании возвышается вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.
¾ Сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки.
¾ Согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.
¾ Число колонн составляет 6*14 (по длине и ширине).
¾ Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера.
¾ Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие.
¾ Храм издали кажется меньше, чем есть на самом деле.
¾ Храм Геры II напоминает Храм Зевса в Олимпии.
· Храм Ники Аптерос
10 Современный вид
¾ Построен около 420 г. до н. э.
¾ Находится на афинском Акрополе.
¾ Является самым первым полностью ионическим храмом на Акрополе.
¾ Отвесные стены цитадели с севера, запада и юга были защищены Парапетом Ники, названным в честь фриза с изображением Ники.
¾ Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса.
¾ Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера.
¾ Он стоит на трехступенном основании.
¾ Целла храма была неглубокой.
¾ Высота колонн храма равна 7,85 диаметра.
¾ Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом.
Период эллинизма
· Башня Ветров
11 Современный вид
¾ Построена в середине I века до н. э
¾ Древнейший метеорологический памятник в Афинах.
|
|
¾ Высота12,1 метра, диаметр около 8 метров.
¾ Восьмигранная башня построена из пентелийского мрамора богатым торговцем Андроником.
¾ Установлена на трёхступенчатом подиуме.
¾ Её грани ориентированы по сторонам света.
¾ Башня служила солнечными часами.
¾ В античности мраморную пирамидальную кровлю венчал флюгер в виде Тритона, дующего в трубу (не сохранился).
¾ Сохранился опоясывающий верхнюю часть башни фриз с аллегорическими изображением восьми ветров.
¾ Изображения сопровождены пояснительными надписями, которые позволяли определить, какой ветер дует в данный момент.
¾ Под фигурами ветров располагается разметка солнечных часов.
¾ Внутри башни были устроены водяные часы (клепсидра).
¾ Капитель башни относится к коринфскому ордеру. Они не сохранились, но имеются графические и объёмные реконструкции.
· Храм Зевса Олимпийского
12 Современный вид
¾ Строился с VI века до н. э. до II века н. э.
¾ Располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя.
¾ Согласно легенде, храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.
¾ Храм был построен из мрамора с горы Пантелус.
¾ Его длина составляют 96 метров, а его восточные и западные фасады равны 40 метрам.
¾ Считается, что практически всю площадь внутреннего зала занимала гигантская статуя бога Зевса, выполненная из слоновой кости и золота.
¾ Он имел 104 17-ти метровые коринфские колонны, но только 15 из них остались стоять до наших дней, 16-я колонна упала на землю во время шторма 1852 года, и лежит там до сих пор.
· Храм Афины в Приене.
13 Современный вид
¾ Был построен до 334 года, как это видно из посвятительной надписи Александра Македонского, сохранившейся на южном анте пронаоса.
¾ Построил храм архитектор Пифей, соорудивший также и Мавзолей в Галикарнассе.
¾ Длина храма – 37,20 м, ширина – 19,55 м.
¾ Он был построен из мрамора.
¾ Представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонах по шесть, а на продольных – по одиннадцать колонн.
¾ Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и описфодома.
¾ Колонны имели типичные для малоазийского зодчества базы, состоявшие из квадратного плинта, двух трохилов и верхнего вала. Стволы колонн имели по 24 каннелюры.
¾ Антаблемент не имел фриза.
¾ В фронтонах храма Афины не было декоративных скульптур. Зато богатые рельефные орнаменты украшали другие части здания: симу, кассеты потолка и пр.
¾ В целле стояла мраморная статуя Афины Полиады — уменьшенное свободное повторение Фидиева колосса Афины Парфенос.