Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)

ГЛАВА 1.

1Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

3Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

4Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

8Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

9Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

12Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир** и по персям опоясанного золотым поясом: 14глава Его и волосы белы, как белая во'лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; 15и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

19Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

 


 

Евангелие от Луки Зачало 83 глава 16.

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру… и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем".

Но Авраам сказал: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам - не могут, также и оттуда к нам не переходят...”


 

Сергей Есенин “Мы теперь уходим понемногу”.

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.


 

В третьем веке нашей эры писатель из Греции Афиней создал объёмный труд, состоящий из 15 книг, который он назвал «Пир мудрецов». Действие всех книг разворачивается во время застолья, когда приглашенные 29 интеллигентных человек засыпают друг друга остротами и крылатыми фразами, которые были взяты у 500 поэтов и 750 писателей.

В одной из глав беседуют два человека, музыканты Дорион и Тимофей. Дорион раздраженно говорит Тимофею, который издает какие-то невнятны звуки,пытаясь выразить всю мощь морской бури: "Я, мой друг, в кипящем горшке почувствовал бурю гораздо сильнее твоей". Скорее всего Дорион процитировал старую римскую поговорку «буря в половнике».


 

Начали устанавливать столбы с указанием расстояния в вёрстах между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. 1 верста равняется 1,0668 километра. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».

В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.


 

РУССКИЕ БЫЛИНЫ.

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР БОГАТЫРЬ.
Ездил стар Илья по чисту полю.
Въехал стар Илья на Святы горы –
Да наехал стар на богатыря.
Как вскричал Илья зычным голосом:
“Ой ты гой еси, добрый молодец,
Едешь-спишь иль так притворяешься, -
Не ко мне ли ты подбираешься -
Так на это мне и ответ держать”.

Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой; происходит от праиндоевропейского корня *goi — «жизнь».

Еси — устаревшая личная форма глагола «быть» во втором лице единственного числа.

Как буквально перевести это сочетание “гой-еси”?


 

Бога, подобного ему, у греков не было, но в Италии он чтился издавна. Самым священным местом в доме римляне считали очаг, которому покровительствовала Веста, и двери. Ведь именно двери связывают любой дом с внешним миром, и двери же отгораживают дом от него. Двери по-латински назывались «януа», а он был их богом. Но всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и его изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее. Затем он стал покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что каждое утро он начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено ему, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у этого бога в Риме было тоже двенадцать.


 

Из фельетона «Всё в порядке» (“Правда”. 1924. 22 апр.) известного советского журналиста 1920-х гг. Михаила Ефимовича Кольцова.

Он написал о крупной афере по добыче нефти в штате Калифорния (США), в которой, как показало расследование, оказались замешаны высокопоставленные американские чиновники, что заставило скомпрометированного министра юстиции США уйти в отставку (об этом «Правда» сообщила 30 марта 1924 г.).
В фельетоне М. Е. Кольцов писал:

...Долго, нудно тянулось следствие по нефтяному делу.

Вначале, пока были обнаружены только первые участники нефтяной панамы, все шло довольно гладко.

Судебные чиновники в интервью с репортерами рассказывали нефтяные страсти, а вся Америка еже­дневно с восхищенным ужасом ахала:

— Нет, какие мерзавцы! Ведь как воровали, а?.. Ведь это ж надо уметь так воровать! Ну и ребя­та! А?..

Вдруг — неприятность. Кое-кто из судебных следо­вателей оказался не без греха. У одного несколько нефтяных акцишек завалялось на самом дне кармана. Другой еще совсем недавно получил за прекращение нефтяного дела взятку выше средних размеров, креп­ко и убедительно пахнувшую керосином.

Америка (общественное мнение) смущена. Но, преодолев первый конфуз, еще больше заволнова­лась.

— Вот оно как — и судейские с ними снюхались? Ну, и наро-од! Волоки судейских! Тащи к главному прокурору! Он, голубчик, все разберет. Попадет вам всем на орехи. Ж-жулики...

Но в кабинете у главного прокурора Соединенных Штатов Догерти обстановка стала еще более стран­ной.

Высшее юридическое начальство в республике вдруг, неожиданно для всех, стыдливо потупило глаз­ки, вытерло платочком рот и поспешно застегнуло сюртук.

Но было поздно. Все присутствующие заметили внушительные жирные пятна — не только на жилете. На сюртуке, на манишке, на репутации генерал-про­курора.

Когда и Догерти оказался измазанным в нефти, американцы приуныли. Кто же будет судить нефтяных преступников? Для правосудия уцелела только одна инстанция. Только президентское кресло торчало над нефтяным разливом.

Но даже и тут...

Американцы подозрительно потянули носом: из Белого дома явственно попахивало чем-то горючим.

Нефть не нефть, а что-то вроде очищенного бензи­на чувствуется...


 

Римскому императору Веспасиану досталась страна, изрядно разоренная гражданской войной, а потому ему пришлось проявить поистине неординарное государственное мышление и административный талант, чтобы буквально по крупицам возродить империю. Необходимость как можно быстрее пополнить государственную казну заставила Веспасиана вводить самые разные налоги и жестоко карать за попытки уклониться от их уплаты. Одним из его нововведений был неслыханный для Рима налог на “латрины” — общественные туалеты. И однажды его сын Тит, до глубины души возмущенный столь неблагородным способом зарабатывания средств, обратился к отцу с укорами. Нимало не смутившийся император тут же заставил сына понюхать деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. Видимо, ответ был отрицательным, если латинское выражение non olet pecunia человечество цитирует до сих пор.


 

Из законов древнегреческого законодателя 621 г. до н. э. Др а конта сохранились лишь надписи 409-408 гг. до н.э. Они действовали, в Афинах до III в. до н. э.

В конце V в. до н. э. надпись с текстом этих законов была высечена заново на каменном столбе (старая, очевидно, разрушилась от времени) и выставлена на площади для народных собраний - агоре. Здесь ее и обнаружили археологи:

...И если кто убьет кого-нибудь непред­умышленно, он должен идти в изгнание; судить же должны басилеи по обвинению в убийстве или, если кто станет обви­нять кого-нибудь, как умышлявшего убийство, а эфеты дол­жны разобрать. Примириться могут все совместно, если будет налицо отец или брат, или сыновья; иначе несогласный берет верх. Если таких родственников не окажется, тогда могут примириться родственники вплоть до родственников второй степени и до двоюродного брата, буде все согласятся на примирение, но должны при этом принести клятву. Если же из таковых никого не окажется, а убийство совершит че­ловек непредумышленно и признает комиссия пятидесяти од­ного, именно эфеты, что он убил непредумышленно, тогда десять членов фратрии, буде пожелают, должны разре­шить ему доступ в страну. Эти лица избираются комиссией пятидесяти одного из благородных. И те, которые ранее со­вершили убийства, должны подлежать этому закону. Объ­явить о судебном преследовании совершившего убийство надлежит на площади всем родом вплоть до родственников второй степени и двоюродного брата; а преследование вести совместно и двоюродным братьям, и их сыновьям, и зять­ям, и тестям и членам фратрии. Если же кто-нибудь убьет человекоубийцу или будет причиной убийства, он должен быть лишен права появляться на пограничной площади и уча­ствовать в состязаниях и святынях амфиктиóновских как убивший афинянина и подлежать тем же самым запрещениям. А разбирать дело надлежит эфетам. Наоборот, разрешается убивать и арестовывать человекоубийц на их собственной земле, это не должно налагать скверны и требовать искуп­ления; в противном случае виновный должен в двойном раз­мере выплатить за причиненный ущерб... зачинщика наси­лия... если кто убьет непредумышленно во время состязания или задавит на дороге, или убьет на войне по недоразуме­нию... точно так же подлежит обвинению в убийстве, раз убьет раба или свободного... если кто человека, насильствен­ным образом пытавшегося беззаконно уносить или уводить неживое или живое имущество, тут же убьет в состоянии са­мозащиты, это убийство не подлежит наказанию... Если кто - будь это должностное или частное лицо - будет повинен в повреждении или изменении этого закона, он подвергается лишению гражданской чести - и сам, и дети, и все его достояние...

Почти за все преступления было назначено одно наказание - смертная казнь; таким образом, и осужденные за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы. Поэтому впоследствии слави­лось выражение Демада, что Драконт написал законы кровью, а не черной краской. Когда Драконта спросили, по­чему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего...

Как вы думаете, какой появился фразеологизм в связи с политикой Драконта?


 

С петровских времен одним из способов наказания была ссылка на каторгу. Не всем каторга доставляла удовольствие, и народ с этой каторги бежал. Естественно, полиция на страже законов империи стояла зорко и многих беглецов излавливала. На допросе, как правило, каждый назывался Иваном.

В те времена о паспортах никто слыхом не слыхивал, а экспертиза отпечатков пальцев появились только в наше время. Информации никакой не было, и на вопрос «какая твоя фамилия?» звучал один ответ – «не помню».

Свои имена, фамилии и происхождение скрывали и крепостные крестьяне, сбежавшие от помещика, солдаты, не вынесшие тягот государевой службы, и прочие бродяги.

Как вы думаете, как их записывали в полицейских участках?


 

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По прибытии туда умершие должны выпить из реки Леты и получить забвение всего прошедшего...


 

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Камиля Сен-Санса в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». На эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным был сочинен известный балетный номер для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Отгадайте, как он назывался?


 

Римский поэт Овидий “Метаморфозы”

...Не окру­жа­ли еще отвес­ные рвы укреп­ле­ний;
Труб не быва­ло пря­мых, ни мед­ных рогов искрив­лен­ных,
Не было шле­мов, мечей; упраж­не­ний воен­ных не зная,

Слад­кий вку­ша­ли покой без­опас­но живу­щие люди.
Так­же, от дани воль­на, не тро­ну­та ост­рой моты­гой,
Плу­гом не ране­на, все зем­ля им сама при­но­си­ла.
Пищей доволь­ны вполне, полу­ча­е­мой без при­нуж­де­нья,
Рва­ли с дере­вьев пло­ды, зем­ля­нич­ник нагор­ный сби­ра­ли,

Терн, и на креп­ких вет­вях вися­щие яго­ды тута,
Иль уро­жай желудей, что с дере­вьев Юпи­те­ра пали.
Веч­но сто­я­ла вес­на; при­ят­ный, про­хлад­ным дыха­ньем
Лас­ко­во нежил зефир цве­ты, не знав­шие сева.
Боле того: уро­жай без рас­паш­ки зем­ля при­но­си­ла;

Не отды­хая, поля золо­ти­лись в тяже­лых коло­сьях,
Реки тек­ли моло­ка, стру­и­лись и нек­та­ра реки,
Капал и мед золо­той, сочась из зеле­но­го дуба...


 

Древнегреческий историк Плутарх в своем труде «Изречения царей и полководцев» писал о римском императоре Юлии Цезаре (100-44 до н. э.): «Говорят, что, когда Цезарь перешел через Альпы и проходил мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели в шутку спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование в почестях, спор из-за первенства, раздоры среди знати?» — «Что касается меня, — ответил им Цезарь с полной серьезностью. — то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме» (Плутарх. Избранные биографии. М.; Л., 1941).


 

Журнал “Вокруг света” Елена Краснова, 08.10.2008

Если рыба, как ей и положено, существо молчаливое, то её тезка белуха (Delphinapterus leucas), которое зоологи относят к дельфинам, или, при более дробной классификации, к семейству единороговых (Monodontidae) вместе с морским единорогом — нарвалом — полная ей противоположность. По мнению ученых, белуха — самое шумное из китообразных, за что в английском языке она получило прозвище «sea canary» — морская канарейка.

Арктические дельфины белухи названы так неспроста: они действительно удивляют абсолютной, без огрехов, белизной, какой не ждешь от жителей сумрачных глубин. Не веришь глазам, когда такое существо всплывает рядом с лодкой. Белые заплаты их спин восхитительно контрастируют со стальным фоном арктических морей. Область обитания белух ограничена высоким заполярьем, и, словно кольцо, опоясывает Земной шар между 50° и 80° с. ш. Наверное, они могли бы подниматься и ближе к полюсу, но мешают вечные льды — ведь им, как и другим морским млекопитающим, для дыхания нужно всплывать к поверхности.

Все знают, как трудно ловить рыбу в мутной воде. Так же трудно приходится и дельфинам. И хотя воды в северных морях чаще всего прозрачны, дельфинам приходится решать множество других задач — чтобы достать придонную рыбу, например, треску, может понадобиться нырнуть на значительную глубину, куда почти или вовсе не проникает свет. Жизнь в полярных широтах осложнена ещё и полярной зимой с её многомесячной ночью. Как ориентироваться в пространстве, а тем более — охотиться, в беспроглядной темноте? Зрение в такой ситуации совершенно бесполезно, и подводные хищники не смогли бы выжить, если бы не их способность к эхолокации. Её приходится осваивать всем, кто вынужден маневрировать в потемках: и китам, и летучим мышам, и мореплавателям. Принцип эхолокации основан на способности звука отражаться от преграды: если издать очень короткий звук, а потом уловить его отраженное эхо, то по временному зазору между этими событиями можно определить расстояние.

Ультразвуковой импульс хорошо распространяется в жидкой среде, а кроме того, подобно световому лучу, его можно фокусировать и направлять. Считается, что за фокусировку звукового луча у дельфинов отвечает передний край черепной коробки — своего рода акустический прожектор, и лобная жировая подушка, которая играет роль линзы.

Кроме высокочастотных ультразвуков, предназначенных для подводной эхолокации, в репертуаре белух есть другой тип звуков — для голосового общения зверей друг с другом, в том числе — в воздушной среде. Именно из-за них белуха снискала прозвище «морская канарейка».

Большая часть репертуара белух — разнообразные свисты, но есть и другие звуки: глухие стоны, визг, блеянье, щебетание, «птичьи» трели, звуки, напоминающие громкие удары, пронзительные крики...


 

Н.С. Лесков “Левша”



























































Глава тринадцатая

Как довел Платов левшины слова государю, тот сейчас с радостию говорит:

-- Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.-- И приказал подать мелкоскоп на подушке.

В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, -- словом сказать, на все стороны ее повернули, а видеть нечего. Но государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:

-- Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится.

Платов докладывает:

-- Его бы приодеть надо -- он в чем был взят, и теперь очень в злом виде.

А государь отвечает:

-- Ничего -- ввести как он есть.

Платов говорит:

-- Вот иди теперь сам, такой-этакой, перед очами государю отвечай.

А левша отвечает:

-- Что ж, такой и пойду, и отвечу.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

"Что же такое? -- думает. -- Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было".

Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

-- Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

А левша отвечает:

-- Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто.

Государь говорит:

-- Оставьте над ним мудрить, -- пусть его отвечает, как он умеет.

И сейчас ему пояснил:

-- Мы, -- говорит, -- вот как клали, -- И положил блоху под мелкоскоп.-- Смотри, -- говорит, -- сам -- ничего не видно.

Левша отвечает:

-- Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

Государь вопросил:

-- А как же надо?

-- Надо, -- говорит, -- всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

Помилуй, скажи, -- говорит государь, -- это уже очень сильно мелко!

-- А что же делать, -- отвечает левша, -- если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял -- взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

-- Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!


 

Пьеса Мориса Метерлинка “Синяя птица”

 


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

ХИЖИНА ДРОВОСЕКА

 

Митиль (хлопает в ладоши). Ах, какие же они красивые!..    

Тильтиль (в восторге). И они смеются, смеются!..    

Митиль. А малыши танцуют!..    

Тильтиль. Да, да!.. Давай и мы с тобой танцевать!..                     

Прыгают от радости на скамейке.

Митиль. Ах, как весело!..

Тильтиль. Им раздают пирожки!.. Они берут их в руки!.. Они едят! Едят!Едят!    

Митиль. И малыши тоже!.. По два, по три, по четыре!..    

Тильтиль (вне себя от радости). Как вкусно! Как вкусно! Как вкусно!..    

Митиль (считает воображаемые пирожки). Мне дали двенадцать!..    

Тильтиль. А мне - четырежды двенадцать!.. Но я с тобой поделюсь...

Стук в дверь.     

Тильтиль (сразу притих; испуганно). Кто это?..    

Митиль (в ужасе). Это отец!..

Они не отпирают, тогда задвижка сама собой со скрипом отодвигается, дверь приотворяется и пропускает старушонку в зеленом платье и в красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Сразу видно, что это - Фея.     

Фея. Нет ли у вас Поющей Травы или Синей Птицы?..    

Тильтиль. Трава у нас есть, только она не поет...    

Митиль. У Тильтиля есть птица.    

Тильтиль. Я ее не отдам...    

Фея. Почему?..    

Тильтиль. Потому что она моя.    

Фея.

Это, конечно, веский довод. А где птица?..    

Тильтиль (показывает на клетку). В клетке...    

Фея (надевает очки и рассматривает птицу). Я такую птицу и не возьму -она недостаточно синяя. Вам придется пойти поискать ту птицу, которая мне нужна.    

Тильтиль. А я не знаю, где она.    

Фея. Я тоже. Потому-то и надо ее искать. Обойтись без Поющей Травы яеще в крайнем случае могу, но Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для моей внучки моя внучка очень больна.    

Тильтиль. Что с ней?..    

Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...    

Тильтиль. Ах вот что!..    

Фея. Вы знаете, кто я?..    

Тильтиль. Вы немного похожи на нашу соседку, госпожу Берленго...    

Фея (вдруг вспылив). Ничуть не похожа!.. Ни малейшего сходства!.. Этовозмутительно!.. Я - Фея Берилюна...    

Тильтиль. Ах, очень приятно!..    

Фея. Вам придется пойти сейчас же.    

Тильтиль. А вы с нами пойдете?..    

Фея. Мне никак нельзя. Я утром поставила варить суп, а когда я запаздываю, он непременно выкипает... (Показывает спервана потолок, потом на очаг, потом на окно.) Откуда вы хотите выйти: отсюда, отсюда, отсюда?..

Тильтиль (робко показывает на дверь). Нельзя ли отсюда?..    

Фея (снова вспылив). Никак нельзя! Отвратительная привычка!..(Указывает на окно.) Мы выйдем отсюда... Ну?.. Что же вы?... Одевайтесь!..


Пословица:

“На худого коня корм тратить, всё равно, что в худую кадушку воду лить”.


 

Ветхий Завет: Исход: Глава 10.

Ст. 21-23 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их...


 

Это довольно редкое оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом.

Сейчас в этом нет ничего загадочного. Однако в Средние века такие явления всерьез пугали людей. Наши предки считали, что таким образом фея по имени Моргана заманивает их, показывая некий земной рай, до которого добраться может далеко не каждый.

Fata переводится с поздней латыни как «фея, богиня судьбы».

Согласно бретонским сказаниям, фея Моргана (Morgana) – сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота. Эта волшебница живет в хрустальном дворце на дне моря и обманывает мореплавателей призрачными видениями.


 

Евангелие от Иоанна, глава 20.

1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу...

24 Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.


 

Самое известное его произведение генерал-лейтенанта Федора Семеновича Чернышева – «Солдатская сказка про двух царей, российского и немецкого, и о том, как царь русский, перещеголяв царя немецкого, поступил с ним великодушно». Она была написана в 1835 после известных калишских манёвров, когда Пруссия браталась с Россией. Маневры были по случаю того, что в Калише (Kalizs) 25 марта 1813 года Александр I заключил союз с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III.

... Жили-были два царя:
Царь российский, царь немецкий.
Русский царь — царь молодецкий;
Как румяная заря,
Свеж лицом — и станом строен,
Как копье богатыря;
Смелым взглядом — Божий воин,
Под ногой дрожит земля.
Между плеч — сажень косая,
Очи полны, бровь густая,
И что станы у Кремля
Грудь широкая, крутая;
Ну, ни в сказках не сказать,
Ни пером не написать. —

Царь немецкий — царь пшеничный,
И не боек красотой;
Рыжий, низенькой, худой,
Взгляд куриный, нос брусничный,
А душа вся в пятачок;
Руки фертом под бочек,
Грудь — что наша рукавица,
Ум — с куриное яйцо,
В жилках — мутная водица,
И как черствый хлеб — лицо;
Словом, черту на потеху!
Но, политику храня,
На немецкого царя
Русский царь смотрел без смеху;
И, как слышно даже, встарь,
Как-то, где-то, на походе,
Как и с нами на разводе,
Поздоровался с ним царь...


 





































Пандора

Когда Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс, разгневанный поступком Прометея, жестоко покарал его, а людям послал на землю зло. Он повелел славному богу-кузнецу Гефесту смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь. Дочь Зевса, Афина-Паллада, должна была выткать для нее прекрасную одежду; богиня любви, златая Афродита, должна была дать ей неотразимую прелесть; Гермес – дать ей хитрый ум и изворотливость.

Тотчас же боги исполнили повеление Зевса. Гефест сделал из земли необычайно прекрасную девушку. Оживили ее боги. Афина-Паллада с харитами облекли девушку в сияющие, как солнце, одежды и надели на нее золотые ожерелья. Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары. Пандора должна была принести с собой людям несчастье.

Когда это зло для людей было готово, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея, Эпиметею. Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата и советовал ему не принимать даров от громовержца Зевса. Он боялся, что эти дары принесут с собой людям горе. Но не послушался Эпиметей совета мудрого брата. Пленила его своей красотой Пандора, и он взял ее себе в жены. Вскоре Эпиметей узнал, сколько зла принесла с собой Пандора людям.

В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс.

Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Теперь злом наполнялись и земля, и море. Незваными и днем, и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой людям. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи, – он сотворил зло и болезни немыми.


 

Во времена Ивана Великого царские указы, распоряжения и повеления объявлялись глашатаями на площади Кремля рядом с колокольней. И чтобы весь московский люд с важными новостями ознакомился, приходилось орать во весь голос. От этого появилось известное выражение, связанное с названием этой площади.


 



Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)

Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде.

Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.

Страшно отомстил великий герой царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом посвященными богине Афине-Палладе оливами.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.


 

“Заупокойная молитва”

...Боже духов и всякия плоти, смерть поправый, и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание; всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

Яко Ты еси Воскресение и Живот, и Покой усопшаго раба Твоего (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.


 

Левит. Глава 16

16.20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла,

16.21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:

16.22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.


 

В Греции находится знаменитая в древности гора Пантелик, где долгое время добывали мрамор. Потому там было много пещер, гротов и ходов и попав туда, можно было легко заблудиться.

 

Ф.И. Достоевский “Идиот”

...Лебедева всё еще не было дома, так что под вечер к князю успел ворваться Келлер, не хмельной, но с излияниями и признаниями. Он прямо объявил, что пришел рассказать князю всю свою жизнь и что для того и остался в Павловске. Выгнать его не было ни малейшей возможности: не пошел бы ни за что. Келлер приготовился было говорить очень долго и очень нескладно, но вдруг почти с первых слов перескочил к заключению и объявил, что он до того было потерял "всякий признак нравственности" ("единственно от безверия во всевышнего"), что даже воровал. -- "Можете себе это представить!".

-- Послушайте, Келлер, я бы на вашем месте лучше не признавался в этом без особой нужды, -- начал было князь, -- а впрочем, ведь вы, может быть, нарочно на себя наговариваете?

-- Вам, единственно вам одному, и единственно для того, чтобы помочь своему развитию! Больше никому; умру и под саваном унесу мою тайну! Но, князь, если бы вы знали, если бы вы только знали, как трудно в наш век достать денег! Где же их взять, позвольте вас спросить после этого? Один ответ: неси золото и бриллианты, под них и дадим, то есть именно то, чего у меня нет, можете вы себе это представить? Я наконец рассердился, постоял-постоял. "А под изумруды, говорю, дадите?" -- "И под изумруды, говорит, дам". -- "Ну, и отлично, говорю", надел шляпу и вышел; черт с вами, подлецы вы этакие! Ей-богу!

-- А у вас разве были изумруды?

-- Какие у меня изумруды! О, князь, как вы еще светло и невинно, даже, можно сказать, пастушески смотрите на жизнь!

Князю стало наконец не то чтобы жалко, а так, как бы совестно. У него даже мелькнула мысль: "Нельзя ли что-нибудь сделать из этого человека чьим-нибудь хорошим влиянием?". Собственное свое влияние он считал по некоторым причинам весьма негодным, -- не из самоумаления, а по некоторому особому взгляду на вещи. Мало-помалу они разговорились, и до того, что и разойтись не хотелось. Келлер с необыкновенною готовностью признавался в таких делах, что возможности не было представить себе, как это можно про такие дела рассказывать. Приступая к каждому рассказу, он уверял положительно, что кается и внутренно "полон слез", а между тем рассказывал так, как будто гордился поступком, и в то же время до того иногда смешно, что он и князь хохотали наконец как сумасшедшие.

-- Главное то, что в вас какая-то детская доверчивость и необычайная правдивость, -- сказал наконец князь, -- знаете ли, что уж этим одним вы очень выкупаете?

-- Благороден, благороден, рыцарски благороден! -- подтвердил в умилении Келлер. -- Но, знаете, князь, всё только в мечтах и, так сказать, в кураже, на деле же никогда не выходит! А почему так? И понять не могу.

-- Не отчаивайтесь. Теперь утвердительно можно сказать, что вы мне всю подноготную вашу представили; по крайней мере, мне кажется что к тому, что вы рассказали, теперь больше ведь уж ничего прибавить нельзя, ведь так?

-- Нельзя?! -- с каким-то сожалением воскликнул Келлер. -- О, князь, до какой степени вы еще, так сказать, по-швейцарски понимаете человека.

-- Неужели еще можно прибавить? -- с робким удивлением выговорил князь. -- Так чего же вы от меня ожидали, Келлер, скажите, пожалуйста, и зачем пришли с вашею исповедью?

-- От вас? Чего ждал? Во-первых, на одно ваше простодушие посмотреть приятно; с вами посидеть и поговорить приятно; я по крайней мере знаю, что предо мной добродетельнейшее лицо, а во-вторых... во-вторых...

Он замялся.

-- Может быть, денег хотели занять? -- подсказал князь очень серьезно и просто, даже как бы несколько робко.

Келлера так и дернуло; он быстро, с прежним удивлением, взглянул князю прямо в глаза и крепко стукнул кулаком об стол.

-- Ну, вот этим-то вы и сбиваете человека с последнего панталыку! Да помилуйте, князь: то уж такое простодушие, такая невинность, каких и в золотом веке не слыхано, и вдруг в то же время насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения. Но позвольте, князь, это требует разъяснения, потому что я... я просто сбит! Разумеется, в конце концов моя цель была занять денег, но вы меня о деньгах спросили так, как будто не находите в этом предосудительного, как будто так и быть должно?”


 

По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью и мужской, и женской, и детской одежды. Он считался символом чести и достоинства. А также был одним из самых сильных оберегов для человека. По народным поверьям, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням. По русскому народному поверью, подпоясанного человека «бес боится, и леший в лесу не заведет», поэтому, отправляясь в путь, мастеровой или купец обязательно надевал пояс. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и так далее. Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). За пояс затыкали полы рубахи, чтоб не мешали в работе. Ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.д. (ненужные в данный момент инструменты). в этом случае выражение означает: поступить с кем-нибудь так же бесцеремонно, по-хозяйски, расправиться с кем-нибудь шутя.

Популярен был на Руси и такой вид спорта – борьба на поясах. К славянам традиция состязаний по борьбе на поясах перешла от тюркских народов. Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Противники сближались и, схватив друг друга за кушаки, пытались, подтянув соперника ближе, сорвать его с места и бросить на землю. И чем дальше боец «затыкал» руку за пояс противника, тем крепче мог ухватиться за его пояс. Таким образом, получал больше шансов сбить его с ног.

Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н.И. Толубеева. Примерно этим же временем датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: именно ее можно увидеть в Русском музее на картине художника И. Щедровского, написанной в 1837 году.

Кстати, легендарный русский борец Иван Поддубный в зените славы стал чемпионом мира по борьбе на поясах.


 

Талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии.

В евангельской притче один из слуг получил от господина деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, которое могло принести как прибыль, так и убыток. По возвращении господина слуга вернул талант и был наказан за потерянное время и недополученную хояином прибыль.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: