Художественное время и пространство

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

 

Год создания

Произведение «Детство Темы» — одно из цикла автобиографических повестей: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», которые принесли наибольшую литературную славу автору — Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому. Было написано в 1892 году.

 



Художественное время и пространство.

 

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский в "Детстве Тёмы" нигде прямо не называет места действия этой повести. Но по многим приметам в текстеможно определить, где именно разворачиваются события.
Это город на юге, у моря — в книге часто упоминается море, морской южный климат, Тёма и его друзья купаются в море и катаются на лодке по морю и т. д. Среди персонажей много украинцев и евреев — прислуга в доме Карташевых украинская, на улицах, на рынке часто слышна украинская речь, отец Тёмы сдаёт участок земли кабатчику-еврею, тот, в свою очередь, сдаёт лавку еврейской семье и т. д. Город этот не большой, но и не маленький, и в нём есть порт — отец одного из товарищей Тёмы "капитан порта". Мало того, этот порт является международным — когда мальчики собрались бежать в Америку, они планировали сесть на подходящий "заграничный пароход". Из всего этого можно сделать вывод, что события повести скорее всего происходили в городе Одесса.

Что касается времени действия, то это должны быть 60-70-е годы 19-го столетия, т.к. повесть "Детство Тёмы" была написана до 1892-го года, а в одном из примечаний автор указывает, что речь идёт о гимназии, какой она была "20 лет тому назад". В тексте, конечно, можно найти немало примет и деталей, указывающих на время описываемых событий, но это, может быть, немного более сложно для учащихся средних классов. Например, упоминается царь, ясно, что действие происходит при монархии, т. е. до 1917-го года, повар Аким был "из бывших крепостных", т. е. после отмены крепостного права в 1861-ом году, учитель естественной истории Томылин очень напоминает представителя народничества, зарождавшегося в 1860-е годы и т. д., и т. п. Наконец, можно вспомнить, что повесть эта автобиографическая, а Гарин-Михайловский родился в 1852-ом году и восемь лет (т. е. столько, сколько было Тёме в начале повествования) ему исполнилось в 1860-ом.
Ведущий хронос произведения - биографическое время - имеет прерывистый, дискретный характер.


Герой в системе образов

Характеристика главного героя Темы довольно сложная и противоречивая. Он представляет собой многогранную личность, которая, как и все совершает ошибки.
Действия повести разворачиваются в семье отставного генерала Николая Карташева. Суровый характер, приобретенный вследствие военной службы, накладывает отпечаток на воспитание сына. Тема является самым старшим из большой семьи Карташевых, и его поступкам и шалостям уделяется пристальное внимание, ведь он может служить примером для младших детей.
Но мать восьмилетнего мальчика имеет свое видение на воспитание детей. Она осуждает жестокие меры генеральского воспитания, и пытается достучаться к детям при помощи доброты. Таким образом, Тема оказывается между двух огней, с одной стороны он должен подчиняться строгим порядкам отца, а с другой ему хочется тянуться к доброте матери.
Тема представляется читателю добрым и шаловливым мальчишкой, который время от времени совершает ошибки и не находит смелости их исправить. Воспитание отца делает мальчика в какой-то степени трусливым. Сломав его любимый цветок, главный герой боится признаться в содеянном. Остальные его проступки в виде разбитого сундука и украденного сахара так же не находят чистосердечного признания, которому учила мама.
Суровые наказания отца делают мальчика ожесточенным и враждебно настроенным. Даже спустя много лет, вернувшись в родной дом, он хранит только неприятные воспоминания об отце. И только любовь Аглаиды Васильевны смогла растопить сердце мальчика. Главный герой постоянно совершает необдуманные поступки, впоследствии которых он горько раскаивается.
Тема способен на отважные поступки, что ярко проявляется в спасении собачки Жучки. Не смотря на то, что его подвиг впоследствии превратился для героя в тяжелую болезнь, он ни сколько не жалеет о спасении и готов был совершить это снова и снова.
Личность мальчика Темы близка к любому мальчишке, который имеет сложности в воспитании, жесткое воспитание отца сказалось на его характере, но все же он остался добрым и отзывчивым ребенком.
К внутренней характеристике относятся сны героев. Автор использует данный прием для создания образа-ребенка: «Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждет, что вот-вот накатится на него большая холодная волна. Он видит эту прозрачную зеленую волну, как она подходит к берегу, видит, как пеной закипает ее верхушка, как она вдруг точно вырастает, подымается перед ним высокой стеной; он с замиранием и наслаждением ждет ее брызг, ее холодного прикосновения, ждет привычного наслаждения, когда подхватит его она, стремительно помчит к берегу и выбросит вместе с массою мелкого колючего песку; но вместо холода, того живого холода, которого так жаждет воспаленное от начинающейся горячки тело Тёмы, волна обдает его какими-то удушливым жаром, тяжело наваливается и душит...», «Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уж добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули, и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения».

Н.Г. Гарин-Михайловский изображает персонажа-ребенка главным образом внутренней характеристикой, передавая чувства, мысли, мировоззрение Темы.
Остальные герои - Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, строгий, жесткий человек; Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, мягкая, мудрая женщина; Иванов – лучший друг Темы, умный, начитанный мальчик; Вахнов – главный задира в классе Темы; Данилов и Касицкий – друзья Темы, с которыми он собирался уехать в Америку.

 












Сюжет

Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.
Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.
Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.
Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.
Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.
Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.
Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

Эпическое и лирическое в повести

В центре внимания автора находится процесс становления личности ребенка. Автор избегает открытого вмешательства в повествование, не напоминая о себе прямо. Открытая субъективность, характерная для автобиографического повествования, создается сочетанием и взаимодействием лирической и иронической экспрессий. Подвижность повествователя относительно сознания своих героев, всеведение автора, отсутствие в форме повествования двух временных планов, выбор повествования от третьего лица - все это разрушает традицию автобиографической прозы, сближает с произведениями, полностью основанными на вымысле. Однако «Детство Темы» не утрачивает своего автобиографического характера, так как основано на фактах биографии автора, тщательно отобранных и завуалированных.
В повествовании об Артемии Карташеве Н. Г. Гарин-Михайловский раскрывает свою модель мира. Логика развития главного героя позволяет нам сделать вывод о ее антропоцентрическом характере: ведущую роль в мире играет человек, выполняющий практическое действие по преобразованию этого мира, превращению его в свою дорогу - жизненный путь. Родовые связи, определяемые духовной близостью с материнским началом, лишенным властности, но наполняющим добром и поддержкой дом (архегапические образы в структуре повествования), и близость к бесконечности природных стихий (море, небо, степь) формируют свободного человека, победившего страх перед стихией бесконечности. Несомненно, концепция человека является содержательной стороной художественного творчества, но она во многом формирует поэтику, сталь, жанровое своеобразие произведения.
Знакомство с героем происходит с помощью описания чувств мальчика, который стоит в саду над «любимым папиным цветком»: «Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего! Что из того, что так весело поют птички, что сквозь густую листву пробивается солнце, играя на мягкой земле веселыми светлыми пятнышками, что беззаботная мошка ползет по лепестку, вот остановилась, надувается, выпускает свои крылышки и собирается лететь куда-то, навстречу нежному, ясному дню? Что из того, что когда-нибудь будет опять сверкать такое же веселое утро, которое он не испортит, как сегодня? Тогда будет другой мальчик, счастливый, умный, довольный. Чтоб добраться до этого другого, надо пройти бездну, разделяющую его от этого другого, надо пережить что-то страшное, ужасное. О, что бы он дал, чтобы все вдруг остановилось, чтобы всегда было это свежее, яркое утро, чтобы папа и мама всегда спали... Боже мой, отчего он такой несчастный? Отчего над ним тяготеет какой-то вечный неумолимый рок? Отчего он всегда хочет так хорошо, а выходит все так скверно и гадко?.. О, как сильно, как глубоко старается он заглянуть в себя, постигнуть причину этого. Он хочет ее понять, он будет строг и беспристрастен к себе... Он действительно дурной мальчик. Он виноват, и он должен искупить свою вину. Он заслужил наказание, и пусть его накажут. Что же делать? И он знает причину, он нашел ее! Всему виною его гадкие, скверные руки! Ведь он не хотел, руки сделали, и всегда руки. И он придет к отцу и прямо скажет ему:
Папа, зачем тебе сердиться даром, я знаю теперь хорошо, кто виноват, - мои руки. Отруби мне их, и я всегда буду добрый, хороший мальчик. Потому что я люблю и тебя, и маму, и всех люблю, а руки мои делают так, что я как будто никого не люблю. Мне ни капли их не жалко.
Мальчику кажется, что его доводы так убедительны, так чистосердечны и ясны, что они должны подействовать». В данном отрывке содержится не только описание чувств мальчика, но и его восприятие окружающей действительности, мысли, рассуждения.
На протяжении всей повести Н. Г. Гарин-Михайловский ярко передает ощущения и внутреннее состояние Темы. Приведем пример из сцены, когда отец наказывает мальчика: «Это что-то новое?! Ужас охватывает душу мальчика; руки его, дрожа, разыскивают торопливо пуговицы штанишек; он испытывает какое-то болезненное замирание, мучительно роется в себе, что еще сказать, и наконец голосом, полным испуга и мольбы, быстро, несвязно и горячо говорит:
- Милый мой, дорогой, голубчик... Папа! Папа! Голубчик... Папа, милый папа, постой! Папа?! Ай, ай, ай! Аяяяй!..
Вместе с писателем мы с интересом и горячим сочувствием следим за неравной борьбой маленького Тёмы против жестоких воспитательных принципов отца, против казенно-рутинной системы обучения и общепринятых и общепризнанных нравов, привычек окружающих. Правдивый, искренний, добрый Тёма сопротивляется губительному воздействию насилия, равнодушие, лицемерной морали. Все это читатель может прочувствовать благодаря авторскому таланту.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: