Почему игра уходит из жизни дошкольников?

При всей важности игры для детского развития она уходит из нашей жизни.

Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к сокращению свободной игры в период от 5 до 7 лет. Недоразви­тие игры именно в этот период, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др.

Все меньше внимания сегодня уделяется обучению детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и дома. Бабушки и дедушки часто живут отдельно и видятся с внуками эпизодически, кроме того, многие из них также целый день заняты на работе. В детском саду воспитатели, часто работающие без няни, еле-еле успевают справиться с режимными требо­ваниями и обязательными учебными занятиями. Им уже не до игры. Даже во время прогулки они редко организуют игру детей, а большей частью просто наблюдают за ними. Вот и получается, что игра попросту отмирает.

Сегодняшние старшие дети, сами уже не умея играть, не могут научить этому младших. В детских садах и во дворе малышам также нечему учиться у старших ребят, так как те фактически не играют, а бегают, катаются на роли­ковых коньках или упражняются на физкультурных снарядах.

Исчезли из жизни многие развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы и др.). Их вытеснили дорогие электронные игрушки (ма­шины, луноходы), которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают из-за невозможности многофункционального использования.

Оскудели и сюжеты ролевых игр дошкольников. Наблюдая за малышами в детском саду, можно заметить, что они в основном обучаются игре по не­скольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек (например, игра в больницу, парикмахерскую, магазин).

Итак, дети младшего возраста явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития. Из-за недостаточного внимания, уделяемого детям в семье, и из-за плохо организованной воспитательной работы в детском саду игра вытесняется из жизни ребенка и все больше заменяется компьютерными играми, сидением перед телевизором.

Отрицательное влияние телевидения и компьютерных игр

Подмена игры просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые ничем особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у телевизора или за телефоном, планшетом.  Но в «телевизионной игре», компьютерной игре не работают воображение и фантазия ребенка, нет внутреннего плана дей­ствий, не развиваются символическая функция и мотивационная сфера, то есть отсутствует все то, что является специфическим порождением живой игры, где ребенок выступает в качестве активного субъекта. Подмена живых игр «телеви­зионными», компьютерными приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному груду.

В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по свое­му развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтения книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить игру.

Воздействие компьютерных игр на психику ребенка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время. Но ученые (психологи, врачи) сходятся во мнении, что стоит быть очень осторожными при их приме­нении для детей до 9 лет.

Современные исследования в области мозга показывают, что компьютеры и другие медиастимуляторы потенциально вредны для мозга ребенка. Функции внимания, воображения, чтения и письма (вербальные навыки) развиваются медленнее (особенно у мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть экранных раздражителей скорее пространственная, чем вербальная, получается, что левое полушарие ущемляется в развитии.

Воздействие компьютера очень вредно и для зрения, особенно детей до­школьного и младшего школьного возраста. И нормативы здесь довольно жесткие — не более 20 минут в день. Дошкольнику вообще не рекомендуют сидеть за компьютером. Страдают ведь не только глаза, но и психика, и осанка.

Здоровая нравственная атмосфера в семье

Большое значение для начала обучения в школе имеет нормальная позитив­ная (как говорят психологи, адекватная) самооценка ребенка, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе.

В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Следствие — общая неуве­ренность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: