Что такое «готовность к школе»?

(информация для родителей)

 

Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребёнка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае: ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.

Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов.

Главные из них:

1) психологическая готовность к школьному обучению;

2) состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка.

Оба эти фактора являются комплексными.

1. Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно вос­принимать и старательно выполнять учебные задания.

Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией. При этом важно выяснить, действительно ли малыш хочет учиться, а не просто ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.

Слабое развитие произвольности -  одна из основных причин неуспева­емости в первом классе.

Что же понимают психологи под этим термином — «произвольность»?

Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требо­вания учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, пред­лагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.

Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях.  Для того чтобы младший школьник был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Конечно, чтобы хорошо учиться, необходим достаточный уровень интел­лекта. Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фра­зы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.

Не различение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка. Организм должен быть функционально готов (то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).

Обратите внимание, что среди параметров готовности к школе не выделены как самые важные умения читать, писать, считать. Обычно родители акценти­руют внимание именно на этих умениях своего малыша, но они не являются решающими в процессе подготовки к первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие характеристики психического развития ребенка, кото­рые имеют решающее значение для успешного обучения.

На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником?

2. Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-до­школьника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.

В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические (обу­чающие) игры и игры по правилам.

Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по картинкам-образцам, занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т.д.) и, конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша.

Вырастая в атмосфере доброты, любви, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и считать, и в этом ему на первых порах вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые.

И все это происходит естественно, без надрыва и специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника.

Кажется, чего проще: если все перечисленное выше присутствует в жизни маленького человека, то итог — нормальное развитие к моменту

поступления в школу, именуемое психологами «психологическая готов­ность к школе».

3. Необходимо ли систематическое обучение дошкольников?

Родители хотят начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо дошкольной гимназии его могут водить в спортивные секции, музыкаль­ную школу, изостудию и пр. Считается, что чем больше этот «джентльменский набор», тем лучше. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выра­ботке навыков и умений в той или иной области, не способствует развитию тех психических функций, которые необходимы для обучения в школе.

Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных уроках в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую ил­люзию за счет выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием.

Например, в дошкольном возрасте у нормального ребенка хорошо развита механическая память. В связи с этим малышу в 5-6 лет не составляет особого тру­да освоить порядковый счет, если взрослые уделяют этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это учение мало что изменит. Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребенок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщенный способ решения задачи и т.д.

Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, и игры по правилам, и настольные игры.

Конечно, вместо игр детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и др., представленные в занимательной форме, но это не то же самое, что игра. Это неплохо, но не может заменить игру хотя бы уже потому, что многие дети только через игру могут прийти к пониманию подобных заданий.

Напряженный график жизни маленького человека, которому надо успеть в разные кружки, секции, дошкольную гимназию, может отрицательно повлиять на физическое здоровье ребенка. А ведь состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, общая физическая подготовка имеют немаловажное значение для учебы в школе, для получения позитивного социального статуса среди сверстников.

4. Значение игры для возникновения учебной мотивации

В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6 до 7 лет, игры с правилами являются предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом подготавливается почва для изменения мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.

Как доказывают исследования психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготско­го), если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой долей веро­ятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.

В игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются все аспекты психики ребенка и, конечно же, интеллект. Игра способствует развитию символической функции и процессов обобщения, в игре появляется внутренний план действия (Д.Б. Эльконин).

Безусловно, интеллект ребенка развивается не только в игре. Огромное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, общение со взрослыми, детское творчество.

Дети с хорошо развитой литературной речью обладают более развитым интеллектом.

Из всего сказанного ясно: если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится новообразование 7 лет, а именно учебная мотивация, являющаяся критерием готовности к обу­чению в школе.

Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка, и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: