(информация для родителей)
Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребёнка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае: ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.
Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов.
Главные из них:
1) психологическая готовность к школьному обучению;
2) состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка.
Оба эти фактора являются комплексными.
1. Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией. При этом важно выяснить, действительно ли малыш хочет учиться, а не просто ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.
|
|
Слабое развитие произвольности - одна из основных причин неуспеваемости в первом классе.
Что же понимают психологи под этим термином — «произвольность»?
Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.
Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Для того чтобы младший школьник был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Конечно, чтобы хорошо учиться, необходим достаточный уровень интеллекта. Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.
|
|
Не различение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка. Организм должен быть функционально готов (то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).
Обратите внимание, что среди параметров готовности к школе не выделены как самые важные умения читать, писать, считать. Обычно родители акцентируют внимание именно на этих умениях своего малыша, но они не являются решающими в процессе подготовки к первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие характеристики психического развития ребенка, которые имеют решающее значение для успешного обучения.
На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником?
2. Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.
В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические (обучающие) игры и игры по правилам.
Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по картинкам-образцам, занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т.д.) и, конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого дня ребенка.
Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша.
Вырастая в атмосфере доброты, любви, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и считать, и в этом ему на первых порах вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые.
И все это происходит естественно, без надрыва и специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника.
Кажется, чего проще: если все перечисленное выше присутствует в жизни маленького человека, то итог — нормальное развитие к моменту
поступления в школу, именуемое психологами «психологическая готовность к школе».
3. Необходимо ли систематическое обучение дошкольников?
Родители хотят начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо дошкольной гимназии его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и пр. Считается, что чем больше этот «джентльменский набор», тем лучше. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует развитию тех психических функций, которые необходимы для обучения в школе.
Психологическая готовность к школе не возникает на подготовительных уроках в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием.
|
|
Например, в дошкольном возрасте у нормального ребенка хорошо развита механическая память. В связи с этим малышу в 5-6 лет не составляет особого труда освоить порядковый счет, если взрослые уделяют этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это учение мало что изменит. Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребенок подготовлен к усвоению математики, где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщенный способ решения задачи и т.д.
Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры: это и народные игры, и игры по правилам, и настольные игры.
Конечно, вместо игр детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и др., представленные в занимательной форме, но это не то же самое, что игра. Это неплохо, но не может заменить игру хотя бы уже потому, что многие дети только через игру могут прийти к пониманию подобных заданий.
Напряженный график жизни маленького человека, которому надо успеть в разные кружки, секции, дошкольную гимназию, может отрицательно повлиять на физическое здоровье ребенка. А ведь состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, общая физическая подготовка имеют немаловажное значение для учебы в школе, для получения позитивного социального статуса среди сверстников.
4. Значение игры для возникновения учебной мотивации
В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6 до 7 лет, игры с правилами являются предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом подготавливается почва для изменения мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.
Как доказывают исследования психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского), если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.
|
|
В игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются все аспекты психики ребенка и, конечно же, интеллект. Игра способствует развитию символической функции и процессов обобщения, в игре появляется внутренний план действия (Д.Б. Эльконин).
Безусловно, интеллект ребенка развивается не только в игре. Огромное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, общение со взрослыми, детское творчество.
Дети с хорошо развитой литературной речью обладают более развитым интеллектом.
Из всего сказанного ясно: если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится новообразование 7 лет, а именно учебная мотивация, являющаяся критерием готовности к обучению в школе.
Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка, и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения.