Тема урока: Палубы и платформы

Палубы представляют собой горизонтальные перекрытия, расположенные по всей (или почти по всей) длине судна; такие же перекрытия, но расположенные на части длины или ширины судна, называют платформами. В корпусе судна может быть одна или несколько палуб и платформ.

Рис. 1. Конструктивные элементы палубного перекрытия.

1 — бимс; 2 — карлингс; 3 — палубный настил; 4 — бимсовая кница; 5 — пиллерс

Верхняя непрерывная палуба корпуса является важнейшей продольной связью, обеспечивающей общую прочность корпуса. Эту палубу, называемую также главной палубой, рассчитывают на действие усилий от общего изгиба, а также, на действие местных нагрузок от массы палубного груза, давления вкатывающейся на палубу воды во время шторма, массы льда при обмерзании в зимних условиях и т. д. Палубные перекрытия состоят из палубного настила и палубного набора (рис. 1).

Рис. 2. Конструктивные схемы палубного набора:

а — при поперечной системе; б — при продольной системе.

1 — поперечная переборка; 2 — борт; 3 — карлингс; 4 — концевой бимс; 5 — полубимс;

6 — продольное ребро жесткости; 7 — пиллерс

Палубный набор включает подпалубные балки — поперечные (бимсы) и продольные (карлингсы). При поперечной системе палубного набора (рис. 2, а) бимсы, установленные на каждом шпангоуте, поддерживаются одним или несколькими карлингсами, представляющими собой сварные тавровые балки с вырезами в стенках, через которые проходят бимсы, имеющие, как правило, меньшую высоту. Вместе со шпангоутами борта и флорами днища бимсы образуют в одном поперечном сечении корпуса шпангоутную рамку. В местах расположения рамных шпангоутов устанавливают усиленные рамные бимсы.

При продольной системе палубного набора (рис. 2, б) бимсы в виде высоких рам ставят в плоскости бортовых рамных шпангоутов (при продольной системе бортового набора) и рам днищевого перекрытия. В этом случае в продольном направлении помимо карлингсов располагают продольные ребра, которые проходят сквозь рамные бимсы.

Продольную систему палубного набора применяют обычно только на крупных судах, где она позволяет получить некоторый выигрыш в массе палубного перекрытия. Однако из-за наличия высоких поперечных рам рационально использовать подпалубное пространство затруднительно, поэтому даже на крупных сухогрузных и пассажирских судах продольную систему палубного набора используют редко.

Палубные перекрытия опираются на борта, продольные и поперечные переборки, а при большой величине пролета поддерживаются еще и пиллерсами (рис. 3), или полупереборками.

Рис. 3. Пиллерс (конструкция и установка).

1— наружная обшивка днища; 2 — настил второго дна;

3 — накладкой лист; 4 — пиллерс; 5 — поперечный комингс люка; 6 — поясок карлингса

Установка пиллерсов способствует уменьшению массы палубных перекрытий. Пиллерсы ставят либо по концам грузового люка в ДП (два пиллерса на каждый трюм), либо по углам грузового люка (четыре пиллерса на каждый трюм). На многопалубных судах пиллерсы, по возможности, располагают один под другим, причем чем ниже находится пиллерс, тем большую нагрузку он воспринимает и, следовательно, тем больше его размеры.

Большие вырезы в палубах в районе грузовых люков подкрепляют по периметру мощными балками — комингсами, которые опираются на пиллерсы или, чаще, на продольные полупереборки, устанавливаемые в ДП.

Усиленные бимсы, совпадающие с носовой или кормовой кромкой грузового люка, называют концевыми бимсами. Высота комингсов грузовых люков на верхней палубе (от палубного настила) регламентируется Правилами Регистра с учетом безопасности при заливании. У судов дальнего плавания она должна быть не менее 600 мм в носовой части судна на протяжении 1/4 длины от носового перпендикуляра и не менее 450 мм — в остальном районе судна.

На нижележащих палубах верхние кромки комингсов грузовых люков располагают заподлицо с настилом палубы (в закрытых водонепроницаемых помещениях высота комингса Правилами Регистра не регламентируются).

Верхние кромки комингсов грузовых люков служат опорным контуром для люковых закрытий и имеют соответствующее оформление.

Бимсы, расположенные в районе грузовых люков между бортом и продольным комингсом грузового люка, называют полубимсами. Если бимс не покрыт палубным настилом, то его называют холостым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: