Игровая культура казачества

Художественный руководитель МБУК «Камышинский РДК» Стрелкова Н.А.

 

Общество успешно развивается тогда,когда в сознании большинства людей присудствует три оброза (модели) – прошлое,настоящие и будущие.Как только один из этих элементов перестает звучать в памети людей,наблюдается диградация общества.Прошлое – это история.Без осознования его общество не может упровлять настоящим.Настоящие без осознования прошлого не может быть ориентировано на будущие.А будущие развивается в том случае,если оно нацелено на будущие.

    В последние годы в связи с возрождением народных прадиций вырос интерес к истории казачества.И это не случайно,ибо казачество в дореволюционной России было насителем уникального культурного и этнографического наследия.История казачества свидетельствует,что это сословие несло в себе ростки особой культуры воспитания через систему художественно-игровых традиций.

  Анализ работ И.В.Суханова,В.Д.Сухорукова,И.Х.Тхамосова позволили нам предположить,что одним из истоков воспитания молодежи была общерусская художественно-игровая культура,связанная с народными позновательно-воспитательными обрядами.

Однако на сегодня эта проблема остается моло изученной,нет однозначного мнения на особенности реализациихудожественно-игровых традиций казачества.

 Игры как понятие культуротворчества,введенное Й.Хейзингой это необходимый способ социальной жизни,т.к. поддерживает идиал,определяющий духовную сторону культуры. Из качества,ритма жизни игра превращается в сценарий реализации определенного социального сюжета,нравственной идеи.Игра формирует особый,  тип личности,ранее рассматривавшийся как уникальный,характерный для культуры Древней Греции.Для него свойственна состязательность,здоровая агрессивность,инициативность,-творческий подход к  выполненью поставленной цели,свобода при соблюдении правил игры,установленных обществом.

Игравое начало казачей: культуры фиксируется в системе социализации и воспитания личности.Специализированых,институтов,отвечающих за этот процесс,казаки не имели,однако присудствовала хорошая разработаная система инкорпорирования в обществе.Наибольшее внимания в системе воспитания уделялось навыкам,необходимым для того,чтобы быть достойным членом общины.Через символические игровые формы ребёнок учился обращаться с конём, оружием и овладевал традициями ведения казачьего боя.

Воспитательная среда в которой заявляются казачьи этнические ценности,разнится по своему характеру.Школа со статусом казачьи или казачей кадетский корпус,могут давать образцы этнокультурного воспитания только в том случае,если будет взаимодействовать с казачьими общинами,принимать непосредственной участие в народных праздниках,нести элементы этой самой культуры в массы,а также иметь высококвалифицированных специалистов в области народной казачьей культуры.Иное дело,когда воспитание проходит в самой общине и казачьей семье.Здесь навыки передаются традиционным способом и будут искать среду для собственной реализации,которой могут выступать казачьи народные игры – шермиции.

В традиционной культуре занятия физическими упражнениями проходили систематически,ежедневно.Соревнования,выполнявшие функцию проверки состояния военно-физической подготовленности народа,приурочивались к различным праздникам и сборам.Праздник,будучи ретуальным явлением нес в себе черты не только проверки, но и формирования определённых культурных черт,поскольку сосредотачивал в себе основные этнические ценности,правила и нормы поведения,актуализируя и закрепляя их в поколениях.Ритул формировал и поддерживал связи между поколениями,как живыми,так и уже ушедшими,он влиял на культурную память,пробуждая фигуры воспоминания,в виде исторических песен,былин,стихов.Он содержал в себе обрядовые механизмы,которые социализировали человека,связывали его с окружающими предметами и людьми культурными связями.

Данные соображения предполагают и особенности использования элементов традиционной культуры в современной образовательной практике.Для этого конструируется культурное пространство,включающее в себя указанные культурные коды.Следует сразу заметить,что занятия в казачьих учебных заведениях и казачьих общинах и семьях,предполагают подготовку участников к празднику.На занятиях учащиеся занимаются изучением боевых традиций казаков,причем обучение строится на живой передаче знаний,использовании основного принципа культурной трансмиссии “делай как я”

Учащиеся работают с пикой-дончихой,шашкой-свашкой,учатся стрелять,бороться на ломках,биться на кулаках.Обучение кулачному бою,например,проводится в традиционных формах: игровая практика предворяет изучение связок кулаков (играют в пятнашки,латки,конный,петушиный,собачий бой,уходят вьюном от нагайки); сила развивается в поднятии гири (кто больше),перебрасывание камешков друг другу,силовых упражнениях.В кругу под напором ударов товарищей учатся работать против нескольких противников,причем мера удара определяется принципом (не причини вреда не получишь сам,то есть если наносишь удары в полную силу то жди такого же ответа),все это проходит в игровой,веселой манере,под плясовые наигрыши бубна или пение плясовых или шуточных песен.То же можно сказать и о работе с традиционным оружием: шашкой,пикой.

Ритуальные формы проведения охватывают и традиционные праздники,которые являются ориентирами всей работы.К праздникам приурочены различные состязания,казачьи домашнии игры.Проведение самого календарного праздника обусловлено особенностями казачьей культуры (наличием военного компанента),а также логике самого праздника.Обычными вехами в календаре является День Семена Летопроводца (посвещение в казачата),Покрова Пресвятой Богородицы (войсковой праздник),Святки (от Рождества до Крещения,отмечают обычно один раз на Крещение),праздник Масленицы,Пасхи,Красная горка,Троица.

В качьей культуре можно рассмотреть традиционные казачьи игры,возражденные казаками Мечетинского юрта как домашнии игры,затем получившие свое продолжение на территории Ростовской облости и Краснодарского края.Эти игры проводятся без влияния  казачьего общества и являются простыми волеизъявлением нескольких сотен казаков,потомков донских,кубанских,уральских казаков съезжающихся на игры со всей России.

Изначально игры предполагали несколько дисциплин состязательного характера: рубка и фехтование шашкой,фехтование пикой,стрельба,борьба на ломка,кулачый бой.В дальнейшем они расширяются за счет участия казаков различного возроста от 6 до 60 и более лет; использование новых дисциплин танцивального(танец с шашкой) и игрового характера (айданчики),а также участие в них конных казаков-джигитов,которые,правда,испытывают трудности с транспортировкой и размещением коней.Подобные игры сопровождаются семинарами по воинской культуре казачества.

На сегодняшний день утвердилась основная программа шермиций: рубка шашкой,фехтование шашкой,фехтование пикой,танец с шашкой.Чтобы быть допущеным к играм,надо пройти квалификацию,участники выступают в казачьем национальном костюме,в зависимости от территориальной принадлежности – чекмень,рубахи,шаровары (не обязательно с лампасами),чирики,наговицы,черкески,папахи.

Пространство шермиций,их этапы имеют определенную направленность и структуру.Так,выделяются места для стариков,женщин и детей,участников.Призы вручают старики,они же помогают в осуществлении судейства.Начало соревнований связано с молебном (молитва сопровождает любое значимое действие казака),на проведение игр получается благословение владыки. Команды являются на шермиции с флагами и своими атаманами,флаги связаны с юртовыми или куренными значками.

Целью подобных медотов работы является воспитание этического самосознания,разносторонне развитой личности,обладающей способностью постоять за себя,семью,Отечество.Реанимирование традиционных форм воспитания способствовует развитию патриотизма,военной выручки подрастающего поколения на основе традиционных форм.В дальнейшем на службе в армии,казаку не составит труда освоить приемы штыкового боя,если он обучен владеть пикой или дротиком,приемам рукопашного боя,если он имеет навык кулачного схода и борьбы,шашечной рубки.Также следует учитывать,что подобное обучение накладывается на казака не голой техникой приемов и навыков,а культурной состовляющей,имеющией отражение в фольклоре,праздничной культуре,традиционном православном мировоззрении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: