Цели учебного занятия:
· формирование представления об информационных моделях и их назначении;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип учебного занятия: учебное занятие усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие информационной модели.
Ход учебного занятия:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.
Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом [3].
Модель несет информацию о свойствах объекта-оригинала. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства [3].
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта или процесса [3].
Классификация моделей [3]
Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.).
|
|
Информационные модели представляют собой описание объектов и процессов в виде образов и знаков, а также в форме таблиц, блок-схем, графов и т.д.
Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Примером образных информационных моделей являются рисунки, фотографии, учебные плакаты по различным предметам.
Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем. Знаковая информационная модель может быть представлена в формате текста (например, текст литературного произведения, программа на языке программирования), формулы (например, периодическая таблица элементов F=ma), таблицы (например, периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева), нот и т.д.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных знаковых систем. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и т.д.
Вербальные модели – информационные модели в мысленной и словесной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или могут быть описание поведения при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и вырабатывает свою модель поведения.
|
|
Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными средствами [3].
3. Выполнение практических заданий;
Задание 1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие материальными [3].
а) Описание битвы на Немиге в учебнике истории; б) Карта Минска; в) Картина И.К. Айвазовского «Бурное море»; г) Рельефный макет горной цепи; д) Чучело медведя; | е) Текст программы на языке Паскаль; ж) Памятник Якубу Коласу; з) Химическая формула воды; и) Расписание уроков; к) Объёмная модель атома. |
Ответы:
Информационные модели: а, б, в, е, з, и
Материальные модели: г, д, ж, к.