double arrow

К. Паустовский. Струна


Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле, в Балтийском море, на небольшом его клочке, — где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких советских актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

— Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно слушать пение или музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил.




На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

— А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

...В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.

Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно вы будете ждать ловко придуманной развязки. Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя советский воин отдал свою жизнь за Родину.



Его похоронили в грубой песчаной земле. Накрапывал дождь. Море затянуло туманом...

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.

В Ленинграде летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся; это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

— Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра,— сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка — я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Генриха Гейне. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за гений своей страны, за гений человека.

 

3. Устно ответь на вопросы:

- О чем этот рассказ?

- Что удивило и поразило тебя в этом рассказе?

- Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?

- Как ты считаешь, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?

- С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?

- Кто такой Никколо Паганини?

\проверь себя: Егорову помогло довести до конца свое выступление желание сыграть этим солдатам, которые так ждали от него музыки и сильная любовь к музыке. Ведь музыка – это искусство, которое благотворно действует на эмоциональное и физическое здоровье человека. Солдаты сравнивают Егорова С Никколо Паганини.\



Запиши в тетрадь тему урока: «Никколо Паганини - Великий музыкант и скрипач.»

 

4. СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ТАКОЙ МУЗЫКАНТ НА САМОМ ДЕЛЕ? ЧТО ЖЕ ТАКОГО СДЕЛАЛ ПАГАНИНИ, РАЗ О НЕМ ПИШУТ РАССКАЗЫ? ЧЕМ УДИВЛЯЕТ ОН НАС, И ЧТО О НЕМ ЗНАЮТ НАШИ СОВРЕМЕННИКИ? Об этом сегодня и поговорим.

5. прочитай 1 абзац в учебнике на странице 116.

ответь письменно на вопросы:

- в каком веке жил Н.Паганини?

- в какой стране жил?

- кого называют виртуозом?

\проверь себя: Никколо Паганини жил в конце 18-начале 19 веков, в Италии. Виртуоз – это человек, который в совершенстве владеет игрой на музыкальном инструменте, умеет играть очень трудные произведения\

6. История, которая описывается в рассказе Паустовского, очень похожа на ту реальную историю, которая произошла с Паганини. Однажды Паганини выступал на концерте и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца.

Перейди по ссылке и посмотри об этом фрагмент из кинофильма «Никколо Паганини»

https://www.youtube.com/watch?v=HB8ZPlmkJ2U

 

7. В этом видеофрагменте используется одно из самых известных произведений этого композитора – КАПРИС № 24. Напиши название этой музыки в тетрадь.

Еще раз прослушай эту музыку от начала до конца по ссылке.  Или прослушай файл «Каприс №24 Паганини»

https://www.youtube.com/watch?v=nYbzMupFrnA

- Подбери и запиши слова, характеризующие эту музыку. (Стремительный, виртуозный, меланхолический, поэтический, изысканный, бурный, лирический, порывистый, нежный, мечтательный).

Итак, ты видишь, что характер этой музыки очень разнообразен.

Найди в учебнике на стр. 116, что с французского языка означает слово «каприс». Запиши полным ответом в тетрадь.

 

8.  Если бы ты был художником, каким бы ты нарисовал самого Никколо Паганини?

Закончи в тетради предложение: «Если бы я был художником, то в портрете Паганини я бы подчеркнул такие черты его характера:….»

А теперь рассмотри живописные и скульптурный портреты Паганини в учебнике на стр. 116 и 117. Каким изобразили художники и скульптор Никколо Паганини?

\проверь себя: увлеченным, загадочным, мистическим, здесь показан порыв, движение, видно, что композитор много работал, прежде, чем стать виртуозом\

СОВРЕМЕННИКИ ПАГАНИНИ ГЁТЕ И БАЛЬЗАК ТАК ОПИСАЛИ ЕГО ВНЕШНОСТЬ: «МЕРТВЕННО-БЛЕДНОЕ, КАК БУДТО ВЫЛЕПЛЕННОЕ ИЗ ВОСКА ЛИЦО, ГЛУБОКО ЗАПАВШИЕ ГЛАЗА, ХУДОБА, УГЛОВАТЫЕ ДВИЖЕНИЯ И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ТОНКИЕ СВЕРХГИБКИЕ ПАЛЬЦЫ КАКОЙ-ТО НЕВЕРОЯТНОЙ ДЛИНЫ, КАК БУДТО ВДВОЕ ДЛИННЕЕ, ЧЕМ У ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ».

 

Как эти произведения, которые ты рассмотрел,  созвучны с музыкой КАПРИСА №24?

(Проверь себя: темп музыки быстрый –и на изображении динамичность в позах фигур,

резкость ритма в музыке – и угловатость фигуры Паганини, высокие скачки мелодии в музыке – и длинные пальцы на изображениях и т.д.)

 

Итак, сегодня ты познакомился с музыкой Никколо Паганини. ПАГАНИНИ ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ И ЗАГАДОЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ-КОМПОЗИТОРОВ. ЗА ЕГО НЕОБЫКНОВЕННУЮ ВИРТУОЗНУЮ ИГРУ НА СКРИПКЕ ЕМУ ПРИПИСЫВАЛИ СВЯЗЬ С САМИМ ДЬЯВОЛОМ. СОЧИНИВ ВОЛШЕБНУЮ ФРАЗУ КАПРИСА, ОН СЛОВНО ПРОНИК В ТАЙНУ ВЕЧНОСТИ.

Стремительный темп современной жизни вносит свои изменения и в музыкальное искусство. Появляются новые инструменты и музыканты, но интерес к музыке Паганини не проходит с годами.

Многие композиторы использовали интонации Каприса в своих произведениях, создавая вариации на тему Паганини. Например С. Рахманинов, и на сцене Большого театра в Москве был поставлен балет на эту музыку.

 

9. А теперь познакомимся с новой песней. Вспомни, какой праздник мы будем отмечать 9 мая? А знаешь ли ты, сколько лет со дня Победы прошло?

Давай выучим к этому празднику новую песню! Прослушай её. (смотри Прикрепленный файл) или перейди по ссылке:   

О чем эта песня? С каким выражением надо петь эту песню? Почему?

А теперь прочитай 1 куплет песни и припев песни  (смотри прикрепленный файл).

- прослушай первые две строчки песни, как они поются? Попробуй спеть так, как спел певец. Затем так же прослушивай следующие 2 строчки и старайся спеть так же чисто, как певец.

-а теперь соедини то, что разучил и спой вместе с певцом.

Так же работай с припевом. Старайся запомнить текст песни.

МОЛОДЕЦ, ТЫ СЕГОДНЯ ЗДОРОВО ПОРАБОТАЛ!

 

Домашнее задание: учить песню и

-  перейди по ссылке и посмотри видеоклип . Каприс №24 в исполнении нашего соотечественника – виртуоза гитариста Виктора Зинчук. https://www.youtube.com/watch?v=3rfuOcn-wRM

Как ты считаешь, о чем говорит тот факт, что современные композиторы и музыканты играют музыку Паганини? (Выбери ответ и запиши в тетрадь:

- Современные музыканты и слушатели не знают и не любят музыку Паганини.

Или: Современные музыканты и слушатели тоже знают и любят музыку Паганини.)

 

\Учителю необходимо сдать сегодня: фото записей в тетради с работой, которую ты выполнил сегодня на уроке.\

 

 







Сейчас читают про: