Тема: Исследование конъюнктуры рынка

 

План:

1. Понятие о конъюнктуре рынка, ее исследование.

2. Прогноз конъюнктуры рынка.

3. Прогнозирование продаж в маркетинговой деятельности.

    1. Понятие о конъюнктуре рынка, ее исследование.

Слово «конъюнктура» происходит от латинского, в переводе означает «соединять».

В широком смысле - стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, спо­собное влиять на какое-либо дело.

Конъюнктура - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют: соот­ношение между спросом и предложением, уровень цен, и иные экономические показатели.

Конъюнктура рынка - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы. По отрасли.

Конъюнктура товарного рынка - результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения.

Экономический смысл понятия «конъюнктура» заключается в определении текущего положе­ния дел и ближайшей перспективы развития экономики страны в целом.

Под конъюнктурой торговли понимается условия, при которых осуществляется деятельность организаций и предприятий торговли на определенном отрезке времени, складывающаяся в ре­зультате колебаний спроса и предложения товаров.

Различают благоприятную торговую конъюнктуру и неблагоприятную.

Благоприятная - те условия, которые способствуют более полному удовлетворению потребно­стей с наименьшими затратами труда и времени.

Неблагоприятная - такое состояние торговли, когда не соответствует спрос и предложение, не­достаток товаров или их затоваривание.

Предметом торговой конъюнктуры является исследование предложения товаров и спроса насе­ления на них. Это исследование заключается в следующем:

1. Анализ современного состояния товарного рынка;

2. Составление научно-обоснованного прогноза на ближайшую перспективу;

3. Разработка предложений и рекомендаций по улучшению конъюнктуры.

Задачи: сбор и анализ информации об экономических и других условиях и их изменениях; инфор­мация о состоянии покупательского спроса и товарного предложения, ход реализации, степень удовлетворения спроса; возможные затруднения в реализации товаров и т.д.

Конъюнктура бывает:

• общая;

• отдельных рынков товаров;                                                                 

• региональных рынков (республик, зон, районов).

На конъюнктуру торговли оказывают влияние ряд факторов:

1. Факторы покупательского спроса (доходы населения, покупательские фонды населения, структура спроса);

2. Факторы товарного предложения (объем поставок товаров, товарные запасы, развитие местного производства);

3. Факторы ценообразования (снижение цен на некоторые товары, цены устаревших товаров, уро­вень цен, складывающейся на рынке);

4. Сезонность спроса и предложения (своевременность завоза сезонных товаров, расширение соб­ственного производства товаров в сезон, например, безалкогольные напитки, мороженного в летние дни);

5. Организация торговли (товароснабжение магазинов, организация прогрессивных методов торговли; выставки-продажи, ярмарки).

Для получения необходимой информации о конъюнктуре торговли проводятся следующие ви­ды работ:

• опросы экспертов и населения;

• обобщение информации о состоянии торговли;

• работа шорных предприятий по углубленному изучению спроса;

•   конъюнктурные совещания.

Опросы населения: информация собирается путем анализа ответов опрашиваемых на вопросы анкет. На вопросы могут отвечать покупатели, торговые работники. Анкета обычно состоит из 3-х частей: 1 часть - название, цель, задачи; 2 часть - вопросы анкеты; 3 часть - вопросы для получе­ния сведений об опрашиваемом (социальное положение, возраст, место жительства). Опросы про­водят службы изучения спроса.

Опросы экспертов (опрашиваются эксперты) используются для составления прогнозов структу­ры спроса, проектирования ассортимента товара, определение потребности в товарных ресурсах. Для проведения таких опросов подбирается группа экспертов, которые будут опрашиваться и ра­бочая группа, проводимая опрос. Разрабатывается программа проведения экспертизы.

Спорные предприятия представляют информацию о внутригрупповой структуре спроса в соот­ветствии с планом лаборатории по изучению спроса.

Конъюнктурные совещания подразделяются на оперативные и товарно-отраслевые.

Оперативные проводятся ежемесячно. Для их проведения составляется план на квартал. Для каждого совещания составляется подробный тематический план. Они проводятся с целью выявле­ния причин неудовлетворения спроса на отдельные товары, неравномерного размещения товарных запасов в сети. Решения оформляются протоколом и сообщаются всем розничным торговым пред­приятиям. Ответственность за выполнение возлагается на зампреда по торговле.

Товарно-отраслевые совещания проводятся торговыми предприятиями совместно со службами изучения спроса и промышленными предприятиями. Они проводятся с целью уточнения специфи­каций на поставку товаров конкретными поставщиками. Оформляется протоколами.

Основными видами конъюнктурных материалов являются:

• конъюнктурные обзоры - охватывают все стороны торговой конъюнктуры; их составляют предприятия, фирмы. Конъюнктурный обзор должен содержать краткий, но исчерпывающий анализ общих условий, в которых протекает деятельность торговых организаций. В обзоре характеризуются состояние торговой конъюнктуры за определенный период, и дается прогноз конъюнктуры на предстоящий период. Главная задача - определить изменения, которые произошли на рынке за этот период. Анализ производится путем сравнения с предыдущим периодом текущего года, с соответствующим периодом прошлого года, делаются выводы, составля­ется прогноз торговой конъюнктуры.

• конъюнктурные информации - освещают конъюнктуру торговли по ограниченному перечню вопросов ежемесячно.

• экспресс-информации - содержат отдельные факты и цифровые данные, характеризующие конъюнктуру торговли отдельных товаров, издается периодически для использования и управления коммерческой работой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: