План:
1. Понятие о конъюнктуре рынка, ее исследование.
2. Прогноз конъюнктуры рынка.
3. Прогнозирование продаж в маркетинговой деятельности.
1. Понятие о конъюнктуре рынка, ее исследование.
Слово «конъюнктура» происходит от латинского, в переводе означает «соединять».
В широком смысле - стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на какое-либо дело.
Конъюнктура - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, и иные экономические показатели.
Конъюнктура рынка - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы. По отрасли.
Конъюнктура товарного рынка - результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения.
Экономический смысл понятия «конъюнктура» заключается в определении текущего положения дел и ближайшей перспективы развития экономики страны в целом.
|
|
Под конъюнктурой торговли понимается условия, при которых осуществляется деятельность организаций и предприятий торговли на определенном отрезке времени, складывающаяся в результате колебаний спроса и предложения товаров.
Различают благоприятную торговую конъюнктуру и неблагоприятную.
Благоприятная - те условия, которые способствуют более полному удовлетворению потребностей с наименьшими затратами труда и времени.
Неблагоприятная - такое состояние торговли, когда не соответствует спрос и предложение, недостаток товаров или их затоваривание.
Предметом торговой конъюнктуры является исследование предложения товаров и спроса населения на них. Это исследование заключается в следующем:
1. Анализ современного состояния товарного рынка;
2. Составление научно-обоснованного прогноза на ближайшую перспективу;
3. Разработка предложений и рекомендаций по улучшению конъюнктуры.
Задачи: сбор и анализ информации об экономических и других условиях и их изменениях; информация о состоянии покупательского спроса и товарного предложения, ход реализации, степень удовлетворения спроса; возможные затруднения в реализации товаров и т.д.
Конъюнктура бывает:
• общая;
• отдельных рынков товаров;
• региональных рынков (республик, зон, районов).
На конъюнктуру торговли оказывают влияние ряд факторов:
1. Факторы покупательского спроса (доходы населения, покупательские фонды населения, структура спроса);
|
|
2. Факторы товарного предложения (объем поставок товаров, товарные запасы, развитие местного производства);
3. Факторы ценообразования (снижение цен на некоторые товары, цены устаревших товаров, уровень цен, складывающейся на рынке);
4. Сезонность спроса и предложения (своевременность завоза сезонных товаров, расширение собственного производства товаров в сезон, например, безалкогольные напитки, мороженного в летние дни);
5. Организация торговли (товароснабжение магазинов, организация прогрессивных методов торговли; выставки-продажи, ярмарки).
Для получения необходимой информации о конъюнктуре торговли проводятся следующие виды работ:
• опросы экспертов и населения;
• обобщение информации о состоянии торговли;
• работа шорных предприятий по углубленному изучению спроса;
• конъюнктурные совещания.
Опросы населения: информация собирается путем анализа ответов опрашиваемых на вопросы анкет. На вопросы могут отвечать покупатели, торговые работники. Анкета обычно состоит из 3-х частей: 1 часть - название, цель, задачи; 2 часть - вопросы анкеты; 3 часть - вопросы для получения сведений об опрашиваемом (социальное положение, возраст, место жительства). Опросы проводят службы изучения спроса.
Опросы экспертов (опрашиваются эксперты) используются для составления прогнозов структуры спроса, проектирования ассортимента товара, определение потребности в товарных ресурсах. Для проведения таких опросов подбирается группа экспертов, которые будут опрашиваться и рабочая группа, проводимая опрос. Разрабатывается программа проведения экспертизы.
Спорные предприятия представляют информацию о внутригрупповой структуре спроса в соответствии с планом лаборатории по изучению спроса.
Конъюнктурные совещания подразделяются на оперативные и товарно-отраслевые.
Оперативные проводятся ежемесячно. Для их проведения составляется план на квартал. Для каждого совещания составляется подробный тематический план. Они проводятся с целью выявления причин неудовлетворения спроса на отдельные товары, неравномерного размещения товарных запасов в сети. Решения оформляются протоколом и сообщаются всем розничным торговым предприятиям. Ответственность за выполнение возлагается на зампреда по торговле.
Товарно-отраслевые совещания проводятся торговыми предприятиями совместно со службами изучения спроса и промышленными предприятиями. Они проводятся с целью уточнения спецификаций на поставку товаров конкретными поставщиками. Оформляется протоколами.
Основными видами конъюнктурных материалов являются:
• конъюнктурные обзоры - охватывают все стороны торговой конъюнктуры; их составляют предприятия, фирмы. Конъюнктурный обзор должен содержать краткий, но исчерпывающий анализ общих условий, в которых протекает деятельность торговых организаций. В обзоре характеризуются состояние торговой конъюнктуры за определенный период, и дается прогноз конъюнктуры на предстоящий период. Главная задача - определить изменения, которые произошли на рынке за этот период. Анализ производится путем сравнения с предыдущим периодом текущего года, с соответствующим периодом прошлого года, делаются выводы, составляется прогноз торговой конъюнктуры.
• конъюнктурные информации - освещают конъюнктуру торговли по ограниченному перечню вопросов ежемесячно.
• экспресс-информации - содержат отдельные факты и цифровые данные, характеризующие конъюнктуру торговли отдельных товаров, издается периодически для использования и управления коммерческой работой.