Можно ли считать учение В. Соловьева о всеединстве утопическим, или оно имеет перспективы для развития цивилизации?

Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. Датой ее возникновения можно считать 1874 г. — год защиты и опубликования Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853–1900) магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивизма». По грандиозности замысла и широте размаха учение Соловьева не имеет себе равного в русской философии. Он обладал исключительным даром синтеза, пророческим предчувствием наступления новой философской эпохи и сумел создать систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания.

В философии В. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему.

Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, о нерушимой и всеединой целостности.

Вклад В. Соловьева не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определяется тем, что именно он разработал целостную концепцию всеединства. На основе принципа всеединства он стремился:

• в онтологии — преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;

• в гносеологии — воссоздать цельное знание;

• в этике — утвердить единую для всех абсолютную мораль;

• в религии — обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;

• в истории — представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.

Учение о всеединстве бытия

Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность. Бытие понимается Соловьевым как способ существования сущего, его проявления в различных формах. Сущее безусловно, вечно; бытие — преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе — материальный мир. Между ними устанавливается связь сущности и явления, и Соловьев в своей философии всеединства устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие между Богом и миром, и утверждает пантеистический взгляд на мир.

Одним из центральных понятий онтологии Соловьева является понятие Софии, Премудрости Божией, которая выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. София представляет замысел Бога о мире, его своеобразную идеальную матрицу. Она есть Душа мира, которая связывает Бога и материальный мир, сообщает жизнь всему бытию.

Высшим проявлением Божественной Премудрости является идеально совершенный человек, который явился в облике Иисуса Христа. Иисус Христос, соединивший в себе божественное и человеческое, положил начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.

Философ разрабатывает концепцию цельного знания, в котором должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знания. Означает ли этот синтез их равнозначность? Нет, так как цельное знание опирается на веру. Философ выстраивает следующую градацию средств познания в зависимости от познаваемого объекта: знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире — философией, но знание об Абсолюте (Боге) — только верой. Цельное знание, воссоздающее картину всеединства, должно быть направлено также на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира.

В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.

Проект вселенской теократии

Исторический процесс в понимании Соловьева есть процесс становления Вселенской Церкви, объединяющей людей в Богочеловечество. На пути к Царству Божиему на земле люди должны действовать не в одиночку, а совместно, составляя одно общество, построенное на принципах справедливости.

Идеалом такого общества В. Соловьев считал свободную теократию, при которой нравственная власть принадлежала бы церкви во главе с первосвященником, сила — царю, а право живого совета с Богом — пророкам. Свободную теократию Соловьев мыслил как вселенскую теократию, которая должна быть создана путем объединения католической и православной церквей. Воссоединение католической и православной церквей, по замыслу Соловьева, могло происходить только под эгидой Рима. Что касается государственности, то мощная государственность во главе с монархом-царем была актуализирована в России. Соловьев выдвинул идею вечного союза Римского Папы и Русского царя — союз высших носителей двух величайших даров: Священства и Царства. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться никаких результатов ни в России, ни на Западе. Папа Лев XIII, познакомившись с проектом Соловьева, сказал: «Прекрасная идея, но невозможная без чуда».

В своих религиозно-философских построениях В. Соловьев наглядно продемонстрировал то, что К. Победоносцев назвал «болезнью нашего времени» — изобретение отвлеченных схем, далеких от реальной жизни, и желание на их основе переделать жизнь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: