Согласны ли Вы с категорическим противопоставлением личности и индивида в учении Н. Бердяева?

Сам Бердяев определял свою философию как «философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...». Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект.

Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: «Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа». Одна из важнейших категорий в философии Бердяева — категория свободы.

Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Он считает, что ее источник — Первичный Хаос, Ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом (тем самым реальной свободы нет); «вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в Боге и от Бога полученная». Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия «личность» и «человек», «индивид». Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория религиозно-духовная, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение с духовным миром и может проникнуть в мир свободы в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Основоположник указанной философии Н. Бердяев считал проблему личности основной проблемой экзистенциальной философии. Личность не тождественна индивиду, ибо последняя категория биологическая (индивидом может быть растение, животное), личность — ка­тегория духовная, ее нет без работы духа над душой и телом человека. Личность целостна, в нее входят дух, душа и тело, она открыта ко всей космической и социальной жизни. А в силу своей целостности личность не может быть частью какого-то целого (космического или социального), значит, она обладает самоценностью, может быть лишь целью и не может быть обращена в средство.

Философия Н. Бердяева оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру ХХ в., в частности на становление французского экзистенциализма и персонализма.

 

Какие аспекты учения Н. Бердяева о свободе Вы считаете наиболее важными?

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития.

Ее наивысшее выражение — «экономический материализм» Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо «постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. […] Поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину».

Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода.

Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену революциям, несущим разрушение. Свобода для Бердяева тесным образом связана с понятием творчества.

Свобода и творчество — это образ и подобие Бога в человеке. Образ Божий — это свобода, человек несет в себе ту свободу, с которой Бог сотворил мир, и поэтому человек является продолжателем этого миротворения. А творчество — это подобие, человек может создавать нечто совершенно новое. На этом Бердяев разошелся со своим другом Булгаковым. Булгаков — политэконом, и он считал, что человек не создает ничего нового, а лишь припоминает то, что уже создал Бог. А Бердяев полагал, что человек может уподобиться Богу и быть не только управляющим некоего невидимого хозяина на земле, но и полноправным хозяином.

Философия свободы

По мнению Бердяева, свобода не имеет основ ни в природной необходимости, ни в социальной необходимости. Он выдвигает идею, что свобода как таковая предшествует всякому бытию. Человеческая свобода коренится не в теле и не в душе человека, а в духе. Свобода, которая существует до всякого бытия (добытийственная, бескачественная свобода) не имеет каких бы то ни было определений. Она может развиваться во всех направлениях.

Бердяев использует термин Ungrund («бездна»), заимствованный у немецкого философа Бёме. Всякому бытию, мировой данности предшествует иррациональная стихия, бездна, иррациональная свобода. Бердяев интерпретирует этот термин и как «ничто». Из иррационального «ничто» появляется Бог. Далее Бог, используя «ничто», Ungrund, создает мировую данность и человека. У Бёме свобода производна от Бога, а у Бердяева свобода предшествует Богу и всякому бытию. Таким образом, у Бердяева снимается всякая ответственность Бога за то зло, которое происходит в окружающем нас мире, ибо источник всякого добра и зла — иррациональная свобода (Ungrund).

В свободе коренится возможность зла, поэтому за зло в окружающем мире ответственен не Бог, а сам человек, который в рамках своей свободы может реализовать как возможность добра, так и возможность зла. Ряд исследователей творчества Бердяева (в частности, философ-интуитивист первой трети XX в. Н. Лосский) помимо иррациональной свободы выделяет две разновидности человеческой свободы: рациональную свободу и христианско-религиозную свободу. Рациональная свобода связана с выбором и принятием человеком определенных морально-нравственных ценностей общества. Поэтому Лосский интерпретирует ее как рациональную свободу.

Христианско-религиозная свобода основана на любви к Богу. Философия творчества

Бердяев здесь придерживается христианской традиции: в Библии написано, что Бог создал человека по своему образу и подобию, эту же мысль воспроизводит и Бердяев. Поскольку человек подобен Богу, у которого есть творящие функции, то и человек обладает способностями к творению. Смысл человеческой жизни Бердяев и видит в этом творчестве. Результатом творческой (а не всякой) деятельности является создании чего-то нового (новых материальных или духовных ценностей, которых в мире раньше не было). Сам акт творчества рассматривается Бердяевым как индетермированный, а не детерминированный акт.

Именно в акте творчества человек может осуществить прорыв сквозь природную и социальную необходимость. Бердяев рассматривает творчество с помощью категорий «небытие» и «бытие». Творчество — это переход небытия в бытие посредством акта свободы. В творческом акте происходит эманация свободы.

В последние годы своей жизни Бердяев писал, что его философия творчества и философия свободы носят достаточно аристократический характер. С одной стороны, он писал, что свобода и творчество — элементы любого человеческого существа. С другой стороны, у народа, который непосредственно участвует в производстве, творческий акт не наблюдается. Бердяев писал, что народу свойственна не свобода критического мышления, а вера во внешние авторитеты.

Бердяев писал: «Науки познают необходимость через приспособление к мировой данности и через саму необходимость». Если человек остается на почве науки, то он остается в рабстве у необходимости. Наука абсолютно ничего нового не добавляет мировой данности. Она не может преобразовать необходимость и изменить ее. Такую миссионерскую задачу в жизни человека и выполняет философия. Философия придает смысл человеческой жизни. Если науку интересует сущее (наука анализирует различные аспекты сущего), то философию интересуют также идеалы человека, человеческие цели, а также должное. Философия познает бытие из человека и через человека. Наука же познает бытие вне, отрешенно от человека. Для философии бытие — это дух, а для науки — природа. Для философии человек — это субъект, а для науки — объект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: