Как можно замотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания?

Для родителей

Есть два способа, которые могут мотивировать ребёнка:

1. Создание условий, которые будут ребёнка заставлять (угрозы, крики, шантаж, лишение ценных вещей, физическое воздействие).

Этот вариант: действенный, даёт быстрый результат, но на короткий срок. В долгосрочной перспективе портит ваши отношения с ребёнком, и разрушительно воздействует на психику ребёнка. Ребенок в этом случае является объектом для управления, мотив остается внешним «надо», «должен».

2. Помощь в поиске целей ребёнка, которые будут его мотивировать и давать энергию (найти цели и ценности ребёнка, тогда он сам будет себя мотивировать и учиться, и читать, и делать дела по дому и пр.).

Этот вариант: более долгий и трудный, требует от родителей осознанности и эмоциональной зрелости. В долгосрочной перспективе приводит к стабильному результату, укреплению доверительных отношений с ребенком, к осознанности самого ребёнка. Создаются условия для формирования внутренней мотивация «Я хочу», «Я сам выбираю».

Продолжайте терпеливо помогать искать цели и ценности ребёнка, и через них объяснять пользу учёбы, создавайте условия выбора для ребенка. Например, пусть выберет с какого предмета он начнет, через сколько сделает перерыв, до какого времени будет выполнять задания и т.д. Если Вы, как родитель знаете, чем ребёнок больше всего увлекается, что у него получается, и у него уже есть некое представление о профессиональных ориентирах, то вы можете с ним обсуждать, как обучение в школе ему сможет в этом помочь. К примеру, математика, развивает критичность мышления (как сформулировать вопрос? решить задачу, прийти к выводу), русский язык, позволяет иметь грамотную устную и письменную речь, быть эффективным в общении с другими людьми и др. Где эти умения будут важны? В какой профессиональной деятельности?

Помните, мотивировать, это не заставлять! Это про помощь ставить цели, про возможность свободно выбирать, про заинтересованность и ответственность.

Предлагаем Вам рекомендации, которые помогут вам организоваться, а ребёнка заинтересовать на учебный процесс:

1. Помогите ребёнку сохранить привычное время подъема и отхода ко сну.

2. Режим дня очень важен. Пишите план на день.

3. Можете структурировать свой день, показав тем самым это своему ребенку. Помните, ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР один из эффективных способов воспитания. Дети смотрят на вас, как вы решаете свои трудности, как вы себя мотивируете на важные дела, что для вас значимо и ценно. Это важно озвучивать для ребенка.

4. Обозначайте временные рамки, с предоставлением выбора. Это будет больше касаться выполнения домашнего задания, так как уроки уже заданы временем. С подростком очень важно договариваться, а не ставить его перед фактом!

5. Создавайте внешние условия, которые будут способствовать поддержанию внутренней мотивации. Также, они заинтересуют ребёнка, и ему станет интересно посоревноваться с самим собой (пусть отмечает свои дела, получает какие-то призы от самого себя или от вас, за выполненное или пройденное дело, ведёт дневник достижений и т.п.).

Сделайте совместно с ним таблицы достижений, где он будет отмечать свои успехи. Также таблицу трудностей, где он может фиксировать то, что еще пока не получается и отдельно колонку со способом решения этих трудностей.

6. Поощряйте его за желательное поведение, это не обязательно должен быть какой-то подарок, это могут быть ваши ласковые слова, объятия, особенный взгляд, план какого-то совместного дела (приготовить что-то вместе, починить что-нибудь, посмотреть фильм, разобрать семейный альбом с фотографиями и т.п.).

7. Каждый учитель старается разнообразить свои уроки разными интересными формами, но тем не менее, содержание урока не всегда может быть интересно ребёнку. Вы можете поучаствовать в поддержании его интереса (особенно на карантине), предлагайте увлекательные настольные игры, творческие задания, игры на сообразительность, кроссворды и т.п.

8. Вы можете использовать для мотивации ребёнка один из инстинктов, который называется иерархический. Речь идет о стремлении подростка чувствовать свое «МОГУ», что у него получается! У каждого есть устремленность быть лучше (главное сравнивать себя с самим собой). Помогите ему выделить то, что у него получается, делайте акцент на процессе, на том, как важно, что он старается, пробует, не торопитесь с оценками. Очень важно, чтобы у каждого было ощущение своего успеха.

9. Если по каким либо причинам в школе у него нет такого ощущения, то его можно и нужно создавать (дополнительное образование кружки, секции). И вам сюда можно вложиться. В условиях карантина это сделать труднее, но можете обратить его внимание на выполнение домашних заданий, бытовых дел, хобби, увлечений, каких-то особенностей, которые присущи только вашему ребёнку, это тоже поможет создать ощущение успеха.

10. Важно, чтобы ребёнок ощущал, что он для вас важнее и значимее любого не пройденного урока и не выполненного домашнего задания. Разделяйте действия и отношения! Постарайтесь сохранить ваши отношения в этот не простой для всех период.

Как можно замотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания?

Вы можете попробовать с вашими детьми следующие упражнения (из материалов семинара Ш.Ахмадуллина про школьную мотивацию):

1. Предложите ему составить чек-лист – последовательность понятных действий, сделай раз, сделай два и получи какой-то результат.

В чем его смысл? Для большинства детей трудно сесть за выполнение домашних заданий. Особенно в данных условиях, когда до этого он сидел за уроками в этом же месте, за этим же столом, на том же стуле.

Во-первых, можете предложить ему поменять пространство для выполнения домашнего задания, пусть сделает уроки на кухне, или лёжа на полу.

Затем предложите ему игровую форму: «Слушай, нам надо написать инструкцию маленькому ребёнку (твоему младшему брату/сестре и т.п.). Он понимает только простые шаги. Как ему сесть за уроки? Как ты сам садишься за уроки? Подробно, что ты делаешь?». Пусть напишет простой чек-лист. Действия, которые ему необходимо выполнить. Разбить одну задачу, на мелкие шаги.

Например: включить компьютер, телефон поставить на беззвучный режим убрать всё со стола, достать учебник, тетради, и таких 7-20 пунктов на листочке А4, чтобы там была возможность поставить галочки – выполнил. Так 30-40 раз проделает, будет легче садиться потом за уроки.

Задача – автоматизировать у ребёнка в голове как садиться за уроки.

Также можно составлять себе чек-лист для содержания самого домашнего задания, например, решить упражнения, выучить правило, написать сочинение и пр. Каждым пункт отмечать, когда задание выполнено.

Попробуйте!

 

Желаю Вам удачи!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: