ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год — начало замысла.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
1825 год — восстание декабристов.
«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
|
|
1812 год — война.
«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века:
1. «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
2. «Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
3. Истинный и ложный патриотизм.
4. Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
1. Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.
2. Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
4. Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог:
I том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том — 1812 год.
IV том —1812—1813 годы.
Эпилог — 1820 год.
Специфика жанра романа-эпопеи:
1. Роман-эпопея — наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
|
|
2. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
Огромное количество человеческих характеров.
Большая протяженность во времени (15 лет).
Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:
исторический — обращение к реальным историческим событиям;
философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого, можно выделить особенности романа:
1. Историзм. Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в обесславливании героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
Два состояния: мир и война.
Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем противопоставление это и в мирное, и в военное время.
Передовое дворянство и светская аристократия.
Отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов.
Полководцы: Кутузов — Наполеон.
Кутузов и Александр I.
События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
Поведение на войне: Тушина, Тимохина — Долохова, Жеркова.
Сопоставляются:
Образ жизни: Ростовых и Болконских.
Герои: Андрей и Пьер.
Правители: Александр I и Наполеон и др.
3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир героя.
А. | Портрет. Он показан в развитии, изменчив, и это говорит о формировании личности. Можно проследить по тексту, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой. По тому, как меняется портрет, можно сказать о характере и внутреннем состоянии героя. |
Б. | Деталь. При работе с портретом очень важно уяснить роль детали. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность. |
В. | Внутренний монолог. |
4. Пейзаж. Сын Толстого писал: «Отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: «Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».
|
|
А. | Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. |
Б. | Связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III). Можно найти такие фрагменты и у других героев, но у Толстого связаны с природой только положительные герои: Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X—XI). Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. Х—XI). Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI). |
В. | Природа и война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV—XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах никогда не бывает радостной природы. |
Г. | Показ природы в движении. Природа связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение этого мира. |
5. Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
|
|