К концу XIX века в России насчитывалось 895 тюрем. По данным на 1 января 1900 года, в них содержалось 90 141 человек.
(Для сравнения: сегодня только в СИЗО сидит 280 тысяч человек и более 1 млн. в тюрьмах и на "зонах".)
Англичанин Венинг осмотрел петербургские, московские и тверские тюрьмы в 1819 году. Вот его впечатления.
"...Две низменные комнаты были сыры и нездоровы; в первой готовили пищу и помещались женщины, которые хотя и были отгорожены, о на виду всех прохожих; ни кроватей, ни постелей в них не было, а спали женщины на настланных досках; в другой комнате было 26 мужчин и 4 мальчика, из них трое мужчин было в деревянных колодках; в этой комнате содержалось и до 100 человек, которым негде было прилечь ни днем ни ночью. Комната для колодников высшего сословия находилась почти в земле; попасть в нее можно было через лужу, комната эта должна порождать болезни и преждевременную смерть."
Вопросы для самопроверки:
1. Чем отличается преступность от других видов девиантного поведения?
2. Какие стадии развития правоохранительных отношений в России выможете выделить?
3. Какими процессами характеризуется развитие правоохранительныхпрактик в России в постперестроечный период?
4. Чем, по вашему, отличается российская преступность от западной?
Глава П. Социализация и социальный контроль. 215
5. В чем различия между отечественной и американской системамиклассификации преступлений?
6. Что такое уличная преступность? Какие преступления включаются вэту категорию?
7. В чем слабость официальной криминальной статистики? Какиефакторы снижают ее эффективность?
8. Как проявляются региональные особенности преступности в нашейстране и в США?
9. Как наркотики влияют на преступность? Какие статистические данныепо этому поводу вы помните?
10. Что можно сказать о голландском опыте декриминализациинаркотиков?
11. Как влияют наркотики и вообще криминальный капитал наполитическую сферу?
12. В чем проявляются недостатки такого метода контроля преступности,как тюремное заключение?
13. В чем преимущества ареста, по сравнению с тюремным заключением?
14. В чем суть идеи превенции?
Глава III.Теории девиантного поведения 213
Глава III. ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.