(с подготовительной группы)
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.
Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?
(чтобы человеку было светло, когда он пишет)
- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)
- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).
- как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)
Игра «Почему так произошло?»
Вариант (со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
Зеленое и прыгучее…
Холодное, белое …
Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»
(с подготовительной группы)
Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории.
Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.
На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.
Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.
Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»
Игра «Перевирание сказки»
(с подготовительной группы)
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца 3 сына. (не 3,а 20)
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)
-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку)
-У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке)
-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.
(в магазин, попала в бутылку молока)
-У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров)
Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.
Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
Игра «Префиксы»
Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы.
Ход: На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова.
Например:
префиксы | слова | Новые слова |
Анти аэро Супер анти Мотто астро Зоо архео Авто мело Недо моно Авиа мульти Психо тетра Само аква полу | Поезд Жираф Гвоздика Стул Молоток Диван комар | Авиастул Полужираф Автомолоток Мотодиван суперкомар |
Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектах).
Аэро – воздушный
Анти – против
Зоо – о животных
Мото – приводящий в движение
Астро – звездный
Видео – видеть
Архео – древний
Мело – музыкальный
Моно – единственный
Мульти – множество
Тетра –четыре
Аква – водяной
Аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, МЕЛОМАН, мультипликация, тетрадь, аквариум.
Например:
Мелостул – музыкальный стул, когда садишься звучит музыка
Монотелевизор – единственный на земле телевизор
Аквазаяц – водяной заяц
Видеокарандаш – превращает в картинку написанное
Минислон – слон размером со спичечный коробок.
Игра «Что в чем?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра «Что умеет делать?»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить выделять функцию объекта.
Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
Например:
Ведущий: - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.