Взаимосвязь и отличие театрализованных и сюжетно-ролевых игр

Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Губанова и др. отмечают тесную связь театрализованных игр с сюжетными играми, важное значение в возникновении первых имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но детей больше увлекает сам сюжет, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Театрализованной игре также сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Н.Ф.Губанова, анализируя исследования развития игры дошкольников, выделяет близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры на основе их структурных компонентов, данные могут быть представлены в таблице.

  сюжетно-ролевая игра театрализованная игра
источник впечатления, полученные из жизни впечатления, полученные из готового источника (литературно-художественного)
сюжет инициатива направлена на создание сюжета направленность на выразительность разыгрываемых ролей
деятельность детей ориентировочная, не имеет своего продукта действие, может быть показана зрителям

И.В. Штанько также отмечает, что театрализованная игра как вид игровой деятельности структурно представлена теми же компонентами, что и любой другой вид игровой деятельности: сюжет, роль, игровые действия, атрибуты и их игровое использование, отношения и взаимодействия между играющими. Но в театрализованной игре игровое действие или игровой атрибут (костюм, кукла) являются определяющими и помогают ребенку принять на себя роль. Игровое действие здесь носит разнообразный характер, так как ребенок может выступать в роли «драматического актера», «актера кукольного театра», исполняющего последовательно роль каждого персонажа, и в роли «режиссера», управляющего всем сюжетом. Также отличительной особенностью театрализованной игры является наличие зрителей – детей, воспитателей, родителей.

Анализируя исследования Д.Б. Эльконина, авторы книги «Художественное творчество и ребенок» отмечают, что отличительная черта театрализованных игр в том, что передавать характер персонажа можно с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и т.д.). Использование этих средств требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа.

Л.В. Артемова отличительной особенностью театрализованных игр, в частности игр-драматизаций, считает, что, участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. В отличие, от сюжетно-ролевых, подчеркивает автор, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа, здесь готовый сюжет ведет за собой игру.

Виды театрализованных игр, их место в системе работы детского сада.

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.

Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е.Л.Трусова).

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

1) игры в кукольный театр:

- настольный театр

- театр на руке

- напольные куклы

- стендовый театр

- верховые куклы

- театр живой куклы

2) игры-драматизации:

- инсценирование потешек

- инсценирование небольших рассказов

- инсценирование песен, сказок

- инсценирование небольших литературных текстов

- творчество детей

3) игры-спектакли:

- драматический спектакль

- музыкально-драматический спектакль

- детская опера

- спектакль на хореографической основе

- спектакль ритмопластики

- пантомима

- мюзикл

4) театрализованное действие:

- праздники

- развлечения

- театрализованные шоу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: