2015-06-05
И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
|
|
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.
Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
|
|
- раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Н.А. Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театрализованная игра, по словам О. Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи.
И.В. Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. Дети учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, работа над ролью и т.п.) и координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
В сфере познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата
В сфере социального развития:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
- воспитание культуры познания взрослых и детей
- воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
- развитие эмоций
В сфере речевого развития:
- содействие развитию монологической и диалогической речи
- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов
- овладение выразительными средствами общения
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
- создание выразительного художественного образа
- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов
В сфере развития движений:
- согласование действий и сопровождающей их речи
|
|
- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
- поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:
- Первая младшая группа:
- способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
- формировать умение слушать и понимать речь;
- способствовать формированию выразительности речи;
- развивать речевую и умственную активность.
- Вторая младшая группа:
- воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
- формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
- способствовать обогащению и выразительности речи;
- развивать память, мышление, воображение, внимание;
- учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
- Средняя группа:
- формировать умение выделять признаки предметов;
- развивать словарный запас детей;
- закреплять знания об окружающем мире;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать нравственные идеалы.
- Старшая группа:
- расширять представления об окружающем мире;
- пополнять и активизировать словарь детей;
- формировать интонационную выразительность речи;
- продолжать развивать диалогическую речь;
- углублять представления о предметах;
- развивать творческую самостоятельность;
- продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
- Подготовительная группа:
- совершенствовать развитие творческих способностей;
- развивать творческую самостоятельность;
- продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
- совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;
- продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- воспитывать культуру речевого общения;
- закреплять импровизационные навыки;
- совершенствовать память, внимание, мышление и др.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
|
|