double arrow

Характеристика театрализованных игр детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах

1

2015-06-05

И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.

Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

 

 

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

- раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Н.А. Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театрализованная игра, по словам О. Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи.

И.В. Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. Дети учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, работа над ролью и т.п.) и координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

В сфере познавательного развития:

- развитие разносторонних представлений о действительности

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

- воспитание культуры познания взрослых и детей

- воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

- развитие эмоций

В сфере речевого развития:

- содействие развитию монологической и диалогической речи

- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов

- овладение выразительными средствами общения

В сфере эстетического развития:

- приобщение к высокохудожественной литературе

- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

- создание выразительного художественного образа

- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

В сфере развития движений:

- согласование действий и сопровождающей их речи

- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

- поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
    • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
    • формировать умение слушать и понимать речь;
    • способствовать формированию выразительности речи;
    • развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
    • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
    • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
    • способствовать обогащению и выразительности речи;
    • развивать память, мышление, воображение, внимание;
    • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
  • Средняя группа:
    • формировать умение выделять признаки предметов;
    • развивать словарный запас детей;
    • закреплять знания об окружающем мире;
    • развивать диалогическую речь;
    • воспитывать нравственные идеалы.
  • Старшая группа:
    • расширять представления об окружающем мире;
    • пополнять и активизировать словарь детей;
    • формировать интонационную выразительность речи;
    • продолжать развивать диалогическую речь;
    • углублять представления о предметах;
    • развивать творческую самостоятельность;
    • продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.
  • Подготовительная группа:
    • совершенствовать развитие творческих способностей;
    • развивать творческую самостоятельность;
    • продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
    • совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;
    • продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;
    • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
    • воспитывать культуру речевого общения;
    • закреплять импровизационные навыки;
    • совершенствовать память, внимание, мышление и др.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: