СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ЕЕ УРОВНИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Основным источником государственных доходов являются налоги. Они составляют более 80% доходной части государственного и местных бюджетов.
Обобщая правовую и экономическую стороны категории можно определить налог как форму принудительного отчуждения результата деятельности юридических и физических лиц в собственность государства, вносимый в бюджет соответствующего уровня на основании акта компетентного органа государственной власти и выступающий как нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж.
Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках. Однозначности в определении функций налогов нет. Однако большинство авторов выделяют фискальную, регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную и накопительную функции (Таблица 1).
Таблица 1. Функции налогов
Функции | Обоснование |
Фискальная | насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества; - средство регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста |
Регулирующая | объективное (т.е. вне зависимости от государства и плательщиков налогов) регулирование как производства, так и потребностей |
Распределительная | наполнение казны с целью дальнейшего распределения и перераспределения полученных средств (т.е. первичное и вторичное распределение с помощью налогов) |
Стимулирующая | создание с помощью механизма льгот, изменением объекта налогообложения и уменьшением налогооблагаемой базы ориентиров для развития или свертывания производства, деятельности |
Контрольная | реализуется при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества; - осуществляется оценка рациональности, сбалансированности налоговой системы, каждого рычага в отдельности, а также проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях |
Накопительная | создание условий для активного накопления (увеличение производственных мощностей) как юридическими, так и физическими лицами |
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения (Таблица 2).
Таблица 2. Принципы налогообложения
Принцип | Обоснование |
Справедливости | предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам |
Определенности | сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику |
Удобства | налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика |
Экономики | подразумевает сокращение издержек взимания налогов |
Современные принципы налогообложения (Таблица 3) реализуются через конкретные проявления, характеризующие особенности этого специфического механизма.
Таблица 3. Современные принципы налогообложения
Принцип | Обоснование |
Однократность | один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период |
Централизованное установление | установление правительством перечня наиболее важных налогов, т.е. регулируется механизм их взимания и распределения |
Универсальный характер | независимость налогового давления от форм собственности плательщиков, равный подход к условиям налогообложения любых субъектов; - обязанность отчисления всеми плательщиками равной доли доходов сообразно своей деятельности |
Постоянность | налоги должны поступать в бюджет равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки |
Стабильность | установление налогов, гарантированно поступающих в бюджет |
Равномерность | равномерное распределение налогов в территориальном разрезе с целью обеспечения доходами всех звеньев бюджетной системы |
Научный подход | формироваться всех элементов налоговой системы на научной основе |
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Налоговая система как сложное финансовое явление формируется на достаточно высоком уровне социально-экономической организации общества и раскрывается в разных аспектах (Таблица 4).
Таблица 4. Подходы к определению налоговой системы
Подход | Определение |
Экономический | представляет собой систему налоговых отношений; ее основу составляют взаимоотношения между органами государственной власти, местного самоуправления и плательщиками, которые возникают на стадии перераспределения ВВП по поводу отчуждения и присвоения разными уровнями государственной власти доли доходов плательщиков, аккумуляции их в централизованном местном фондах финансовых ресурсов |
Правовой | представляет собой систему нормативно-правовых актов, в первую очередь, налоговых законов |
Финансовый | представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимосогласованных налогов, построенная в соответствие с принципами налогообложения |
Специфика налоговых отношений состоит в том, что они являются производными от отношений производства и распределения. Влияние отношений распределения на налоговую систему состоит в том, что:
· разнообразие форм доходов обуславливает разнообразие форм налогов;
· дифференциация доходов стает предпосылкой дифференциации налоговых ставок, предоставление налоговых льгот;
· структура доходов влияет на структуру налоговой системы;
· уровень доходов определяет общий объем поступлений в бюджет государства.
Особенность правового аспекта налоговой системы состоит в следующем:
1) все элементы налоговой системы без исключения подлежат правовому регулированию;
2) законам принадлежит ведущая роль в процессе регулирования налоговых отношений в сравнении с прочими нормативно-правовыми актами;
3) в некоторых странах налоговые законы сводятся в налоговый кодекс, основным принципом составления которого является реализация взгляда на налоговые законы как целостную систему.
С научных финансовых позиций, элементами налоговой системы являются только те платежи (налоги), которые удовлетворяют таким требованиям:
· представляют собой соединение двух моментов отсутствия доброй воли и обязательности, т.е. могут быть квалифицированы как общеобязательные платежи;
· имеют одностороннюю направленность, т.е. предусматривают движение средств только в одном направлении – от плательщика к государству;
· не имеют конкретного целевого назначения
· внедряются для финансового обеспечения выполнением государством своих функций.
Налоговое регулирование в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить несколько условий оптимального соотношения бюджетных поступлений и налоговых платежей:
а) четкое разделение компетенции между органами власти на центральном и местном уровнях;
б) самостоятельность бюджетов и наличие в них независимых источников доходов;
в) отсутствие устойчивых каналов перечисления средств из нижестоящих бюджетов в общегосударственный.