Сущность налоговой системы РФ

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ЕЕ УРОВНИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Основным источником государственных доходов являются налоги. Они составляют более 80% доходной части государственного и местных бюджетов.

Обобщая правовую и экономическую стороны категории можно определить налог как форму принудительного отчуждения результата деятельности юридических и физических лиц в собственность государства, вносимый в бюджет соответствующего уровня на основании акта компетентного органа государственной власти и выступающий как нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках. Однозначности в определении функций налогов нет. Однако большинство авторов выделяют фискальную, регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную и накопительную функции (Таблица 1).

 

 

Таблица 1. Функции налогов

Функции Обоснование
Фискальная насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества; - средство регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста
Регулирующая объективное (т.е. вне зависимости от государства и плательщиков налогов) регулирование как производства, так и потребностей
Распределительная наполнение казны с целью дальнейшего распределения и перераспределения полученных средств (т.е. первичное и вторичное распределение с помощью налогов)
Стимулирующая создание с помощью механизма льгот, изменением объекта налогообложения и уменьшением налогооблагаемой базы ориентиров для развития или свертывания производства, деятельности
Контрольная реализуется при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества; - осуществляется оценка рациональности, сбалансированности налоговой системы, каждого рычага в отдельности, а также проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях
Накопительная создание условий для активного накопления (увеличение производственных мощностей) как юридическими, так и физическими лицами

 

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения (Таблица 2).

 

 

Таблица 2. Принципы налогообложения

Принцип Обоснование
Справедливости предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам
Определенности сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику
Удобства налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика
Экономики подразумевает сокращение издержек взимания налогов

 

Современные принципы налогообложения (Таблица 3) реализуются через конкретные проявления, характеризующие особенности этого специфического механизма.

Таблица 3. Современные принципы налогообложения

Принцип Обоснование
Однократность один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период
Централизованное установление установление правительством перечня наиболее важных налогов, т.е. регулируется механизм их взимания и распределения
Универсальный характер независимость налогового давления от форм собственности плательщиков, равный подход к условиям налогообложения любых субъектов; - обязанность отчисления всеми плательщиками равной доли доходов сообразно своей деятельности
Постоянность налоги должны поступать в бюджет равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки
Стабильность установление налогов, гарантированно поступающих в бюджет
Равномерность равномерное распределение налогов в территориальном разрезе с целью обеспечения доходами всех звеньев бюджетной системы
Научный подход формироваться всех элементов налоговой системы на научной основе

 


 


СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Налоговая система как сложное финансовое явление формируется на достаточно высоком уровне социально-экономической организации общества и раскрывается в разных аспектах (Таблица 4).

Таблица 4. Подходы к определению налоговой системы

Подход Определение
Экономический представляет собой систему налоговых отношений; ее основу составляют взаимоотношения между органами государственной власти, местного самоуправления и плательщиками, которые возникают на стадии перераспределения ВВП по поводу отчуждения и присвоения разными уровнями государственной власти доли доходов плательщиков, аккумуляции их в централизованном местном фондах финансовых ресурсов
Правовой представляет собой систему нормативно-правовых актов, в первую очередь, налоговых законов
Финансовый представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимосогласованных налогов, построенная в соответствие с принципами налогообложения

 

Специфика налоговых отношений состоит в том, что они являются производными от отношений производства и распределения. Влияние отношений распределения на налоговую систему состоит в том, что:

· разнообразие форм доходов обуславливает разнообразие форм налогов;

· дифференциация доходов стает предпосылкой дифференциации налоговых ставок, предоставление налоговых льгот;

· структура доходов влияет на структуру налоговой системы;

· уровень доходов определяет общий объем поступлений в бюджет государства.

Особенность правового аспекта налоговой системы состоит в следующем:

1) все элементы налоговой системы без исключения подлежат правовому регулированию;

2) законам принадлежит ведущая роль в процессе регулирования налоговых отношений в сравнении с прочими нормативно-правовыми актами;

3)   в некоторых странах налоговые законы сводятся в налоговый кодекс, основным принципом составления которого является реализация взгляда на налоговые законы как целостную систему.

С научных финансовых позиций, элементами налоговой системы являются только те платежи (налоги), которые удовлетворяют таким требованиям:

· представляют собой соединение двух моментов отсутствия доброй воли и обязательности, т.е. могут быть квалифицированы как общеобязательные платежи;

· имеют одностороннюю направленность, т.е. предусматривают движение средств только в одном направлении – от плательщика к государству;

· не имеют конкретного целевого назначения

· внедряются для финансового обеспечения выполнением государством своих функций.

 

 

Налоговое регулирование в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить несколько условий оптимального соотношения бюджетных поступлений и налоговых платежей:

а) четкое разделение компетенции между органами власти на центральном и местном уровнях;

б) самостоятельность бюджетов и наличие в них независимых источников доходов;

в) отсутствие устойчивых каналов перечисления средств из нижестоящих бюджетов в общегосударственный.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: