Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопки на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.)
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет.
(Присоединяется средний палец.)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
(Затем – безымянный.)
Вместе встанем в хоровод –
Вот.
(Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.)
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
7
Дети в лес пошли гулять.
("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)
Там живет лиса.
(Рукой показать хвост за спиной.)
Там живет олень.
(Пальцы рук разведены в стороны.)
Там живет барсук.
(Кулачки прижать к подбородку.)
Там живет медведь.
(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)
Рыбалка.
Наливаем воды в чашку, бросаем туда несколько мелких предметов. Ребенок при помощи ситечка (кухонного или игрушечного) достает по очереди эти предметы и кладет их в соседнюю чашку.
Пересыпайка.
Поставьте на поднос две чашки:слева чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней.
Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
Сладкий чай.
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар ложкой.
Сделай комочек.
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так. чтобы получился плотный комочек.
Собери палочки.
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
8
Такие упражнения полезны всем дошкольникам.
1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
8. Доставание бусинок ложкой из стакана.
9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
10.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
11.Продевание нитки в иголку.
12.Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
13.Стирание ластиком нарисованных предметов.
14.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15.Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
16.Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
17.Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
18.Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
19.Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
20.Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
9
21.Сжимание и разжимание эспандера.
22.Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
23.Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
10
Литература.
1. Каминская Л.И., Никифорова Т.В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. Методическое пособие - М: Полиграф сервис, 1999. - 172 с.
2. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ “Сфера”, 2007. – 128 с.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 - 9 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 2000. – 215 с.
4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004. – 78 с.
5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО “Изд-во Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, ЗАО НПП “Ермак”, 2006. – 96 с.
11