Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Содержание

Значение развития мелкой моторики пальцев рук…………………………………………………….2

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук………………………………………..4

Литература………………………………………………………………………………………………………………….11

 

1

Значение развития мелкой моторики пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х годах XX века было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцевой), то в конце ХХ, и в начале ХХI века  их стало 52,5%. Учеными доказаны важные положения, касающиеся взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки. Движения пальцев рук, являясь совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускорении развития речи ребенка.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки, было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас стали очень популярны. В Интернете и в книжном магазине Вы можете найти разнообразные пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Такая тенденция обусловлена тем, что особенно у городских детей идет ослабление общего моторного отставания.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

2

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

 

                                                                 

3

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Игры и упражнения, на предмет укрепления рук ребенка, и согласованности движения пальцев рук.

Самомассаж.

Это один из видов пассивной гимнастики, его проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. «Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. «Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

6. «Согреваем ладошки». Сильно потираем руки.

Можно поиграть с детьми в театр теней. Например, показать «Зайчика» пальцы сжаты в кулак, а указательный и средний выпрямлены, пошевелите ими, можно показать, что зайчик бежит за морковкой. «Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся «рога» и другие фигуры.

Пальчиковые игры.

Предложим следующую игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

4

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

- Да, это пальцы.

- А почему?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук «мама» - это кисть.

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Как этот (показываем большой) палец называется?

- А почему он так называется, большим?

- А давай спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьми со стола карандаш, представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видишь, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

5

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)

- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в обучении детей.

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

6

(Пальчики обеих рук "идут" по столу.)

Гости

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка – ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: