Основные конструктивные исполнения электрических машин

 Почти все электрические машины имеют вращательное движение, причем вращается одна часть машины – ротор.

 Независимо от рода питания (постоянного или переменного тока) электрические машины можно разделить на явно- и неявнополюсные. К неявнополюсным машинам относятся асинхронные машины и быстроходные синхронные машины (турбогенераторы и турбодвигатели). Явно выраженные полюсы располагают либо на роторе (синхронные машины), либо на статоре (машины постоянного тока). В специальных случаях машины постоянного тока могут быть с вращающимися обмотками возбуждения, а синхронные машины – с неподвижными. Такие машины принято называть обращенными.

 За 100 лет промышленного применения электрических машин их конструкция претерпела значительные изменения. На рис. (1.3 ) дана одна из первых конструкций машины постоянного тока, сконструированной З. Граммом и изготовленной фирмой «Альянс» в середине семидесятых годов ХIХ века. В этой машине на станине 1 укреплены электромагниты 2 с полюсными наконечниками 3, между которыми вращается якорь 4. Щетки скользят по коллектору 5.

 

Рис. 1.3. Машина постоянного тока:

а — фирма «Альянс»

На рис.(1.3 ) представлен общий вид машины постоянного тока серии ПН, которая выпускалась в СССР после Отечественной войны. На рис.(1.3 ) дана конструкция машины серии 2П, которая выпускалась в начале 70-х годов ХХ в.

 

 

 

 

Рис. 1.3. Машины постоянного тока:

б — серии ПН; в — серии 2П

 

 

 Конструкция машины новой серии 4П показана на рис. (1.3 ). Эта унифицированная конструкция, имеющая ряд деталей, заимствованных от серии асинхронных машин 4А, выпускается с середины 80-х годов ХХ в.

 

 

 

Рис. 1.3. Машина постоянного тока:

г — серии 4П

 

 Условия, в которых работают электрические машины, классифицируют по ряду признаков (направление оси вала, чистота окружающего воздуха, его температура, влажность и т.п.), в зависимости от которых выпускают машины различных конструктивных исполнений.

 При эксплуатации электрических машин возникает необходимость устанавливать их не только в горизонтальном, но и в вертикальном положениях. В зависимости от способа крепления, направления оси вала и конструкции подшипниковых узлов конструктивные исполнения машин по способу монтажа делят на девять конструктивных групп (ГОСТ 2479), каждая из которых подразделяется, в свою очередь, на несколько форм исполнения. Условное обозначение содержит буквы латинского алфавита IМ и четыре цифры. Первая цифра определяет группу конструктивного исполнения (от 1 до 9), вторая и третья – способ монтажа и направление конца вала, четвертая – исполнение конца вала (от 0 до 8).

 Структура условного обозначения конструктивного исполнения электрических машин по способу монтажа:

IM

Группы конструктивных исполнений:

1 – на лапах с подшипниковыми щитами (с пристроенным редуктором);

2 – на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);

3 – без лап, с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах), с цокольным фланцем;

4 – без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;

5 - без подшипниковых щитов;

6 – на лапах с подшипниковыми щитами и стояковыми подшипниками;

7 – на лапах со стояковыми подшипниками (без щитов);

8 – с вертикальным валом, кроме групп от IМ1 до IМ4;

9 – специального исполнения по способу монтажа.

 

Исполнения концов вала (концом вала называется его часть, выступающая за подшипник):

0 – без конца вала;

1 – с одним цилиндрическим;

2 – с двумя цилиндрическими;

3 – с одним коническим;

4 – с двумя коническими;

5 – с одним фланцевым;

6 – с двумя фланцевыми;

7 – с фланцевым со стороны привода и цилиндрическим на противоположной стороне;

8 – все прочие исполнения концов вала.

 

Примеры условного обозначения форм конструктивного исполнения электрических машин приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

П римеры условного обозначения форм конструктивного исполнения электрических машин

Группа исполнения Конструктивное исполнение Обозначение

IM1

Машины на лапах с подшипниковыми щитами

С двумя подшипниковыми щитами, на лапах, вал горизонтальный с цилиндрическим концом IM 1001
То же, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вниз IM 1011

 

IM2

Машины на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах)

На лапах, с фланцем на одном подшипниковом щите, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом IM 2001
На лапах, с фланцем на одном подшипниковом щите, недоступным с обратной стороны, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вверх IM 2131

IM3

Машины без лап, с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах)

С двумя подшипниковыми щитами, с фланцем на стороне D, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом IM 3001
С двумя подшипниковыми щитами, с фланцами, доступными с обратной стороны на обоих подшипниковых щитах, вал вертикальный с цилиндрическим концом IM 3912

IM4

Машины без лап с фланцем на станине

С двумя подшипниковыми щитами, с фланцем на стороне D, доступным с обратной стороны, вал горизонтальный с цилиндрическим концом IM 4001
С одним подшипниковым щитом, с фланцем на стороне N, доступным с обратной стороны, вал вертикальный с цилиндрическим концом, направленным вверх IM 4731

IM5

Машины без подшипниковых щитов

Без станины с ротором и горизонтальным валом с цилиндрическим концом IM 5001
Со станиной на лапах, с ротором, без вала IM 5410

IM6

Машины с подшипниковыми щитами и стояковыми подшипниками

На лапах с двумя подшипниковыми щитами, с одним стояковым подшипником на стороне D, без фундаментальной плиты IM 6000
Со станиной на лапах, с фундаментальной плитой, с одним стояковым подшипником на стороне N, c одним подшипниковым щитом IM 6211

IM7

Машины со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов)

Без фундаментальной или опорной плиты, станина на лапах, с одним стояковым подшипником IM 7001
С фундаментальной плитой на приподнятых лапах, с двумя стояковыми подшипниками IM 7610

IM8

Машины с вертикальным валом, кроме машин групп от IM1 до IM4

 

 

С подпятником и направляющим подшипником, расположенными под ротором, с валом, без маховика IM 8201
С подпятником и направляющим подшипником, расположенными под ротором, с валом, без маховика IM 8411

IM9

Машины специального исполнения по способу монтажа

 

Встраиваемое исполнение с цилиндрической станиной (или без станины), с двумя подшипниковыми щитами, вал горизонтальный с цилиндрическим концом IM 90001
С двумя подшипниковыми щитами на лапах в горизонтальной плоскости, вал вертикальный с цилиндрическим концом IM 9631

 

 Примечание: Под стороной вала D понимается сторона, обращенная к приводному механизму для двигателей, а для генераторов – сторона, обращенная к турбине или дизелю. При двух концах вала D – сторона вала с концом большего размера, а при равных диаметрах для машин на лапах с коробкой выводов, расположенных не сверху, - сторона, с которой коробка выводов видна справа. N – сторона вала, противоположная D.

 

 Электрические машины эксплуатируются в различных климатических условиях, различной влажности, температуре окружающего воздуха, давлении (различной высоте над уровнем моря), в атмосфере, содержащей те или иные коррозионно-активные элементы, и при других условиях, существенно отличающихся от нормальных. В нашей стране за нормальные условия принимают температуру окружающей среды (+25 ± 10)0С, относительную влажность воздуха 35…80% и атмосферное давление 84…106 кПа. Чем более отличны условия, в которых эксплуатируется машина, от нормальных, тем значительнее отличается конструкция ее корпуса, обмоток, различных уплотнений и изоляции от принятых в машинах общего назначения. ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-89Е классифицируют макроклиматические районы и места установки машин в зависимости от факторов, влияющих на условия эксплуатации электрических машин, и определяют обозначения машин, предназначенных для работы в тех или иных условиях (табл. 1.2).

ТАБЛИЦА 1.2   

 Условное обозначение

Исполнение Обозначение
Электрические машины, предназначенные для эксплуатации на суше, реках, озерах для макроклиматических районов: с умеренным климатом У
с холодным климатом ХЛ
с влажным тропическим климатом ТВ
с сухим тропическим климатом ТС
как с сухим, так и с влажным тропическим климатом Т
для всех макроклиматических районов на суше (общеклиматическое исполнение) О
Электрические машины, предназначенные для установки на морских судах для макроклиматических районов: с умеренно холодным морским климатом М
с тропическим морским климатом для судов каботажного плавания или иных, предназначенных для плавания только в тропической зоне ТМ
для неограниченного района плавания ОМ
Электрические машины, предназначенные для всех макроклиматических районов на суше и на море В

Категория размещения электрических машин обозначается цифрой (от 1 до 5), следующей за буквенным обозначением климатического исполнения.

 Машины, которые можно эксплуатировать на открытом воздухе обозначаются цифрой 1, в закрытом помещении, где температура и влажность воздуха несущественно отличаются от колебаний наружного воздуха, — 2, если машины рассчитаны на работу в закрытых помещениях, в которых колебания температуры и влажности, а также воздействие песка и пыли существенно меньше, чем на открытом воздухе, — 3; в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями, например в закрытых отапливаемых помещениях, — 4; в помещениях с повышенной влажностью, в которых возможно длительное наличие воды и происходит частая конденсация влаги на стенах и потолке, например в неотапливаемых и невентилируемых подземных помещениях, —5.

 Обозначение ХЛ1 означает, что машина может работать в районах с холодным климатом при установке на открытом воздухе. Двигатели общего назначения, к которым не предъявляют каких-либо дополнительных требований, имеют исполнение У3 или У4, т. е. они могут работать в районах с умеренным климатом в закрытых помещениях категории 3 или 4.

 Существуют исполнения по степени защиты от попадания внутрь машины твердых посторонних тел и воды и от соприкосновения обслуживающего персонала с токоведущими и вращающимися частями, находящимися внутри машины. Этот вид исполнения обычно называют исполнением по степени защиты. ГОСТ 14254—80 устанавливает буквенно-цифровое обозначение исполнения, состоящее из латинских букв IP и двух цифр. Первая цифра (от 0 до 6) характеризует степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями, находящимися внутри машины, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых посторонних тел; вторая цифра (от 0 до 8) — степень защиты машины от проникновения в нее воды

ТАБЛИЦА 1.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: