Ассоциативный эксперимент

Провела: студентка 1 курса заочной формы обучения института профессионального развития, направление практическая психология Самодурова И.Ю.

Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.

Цель: Выявить разнообразие ассоциативных связей.

Место проведения: г. Луганск.

Характеристика участников эксперимента.

 В эксперименте участвовали 25 человек, распределены были следующим образом:

По полу: женщины – 20 чел, мужчины – 5 чел.

По возрасту: 25-45 лет – 18 участников, 46-65 лет – 7 участников.

По образованию: среднее и средне-специальное образование имеют  11 участников, высшее – 14 участников.

Результаты эксперимента представлены в таблице

  Слова     Ассоциации
1.Совесть Угрызения (12), мучает (6), стыд (5), мораль (2).
2.Начальник Директор (9), руководитель (8), работа (5), ответственность (3).
3.Управитель Домоправитель (10), экономка (10), хозяин (5).
4.Любовь Счастье (8), дети (7), страсть (6), радость (2), поцелуй (2).
5.Боль Кричать (8), зубная (8), удар (4), рана (2), страдания (2), травма (1).
6.Поцелуй Страстный (9), губы (9), любовь (6), голубки (1).
7.Нельзя Запрет (10), табу (10), родители (3), опасно (2).
8.Колокол Звонить (8), церковь (8), колокольня (6), праздник (3).
9.Честь Совесть (20), офицер (4), достоинство (1).
10.Милосердие Сострадание (13), монахиня (8), доброта (2), жалость (2).
11.Наказание Вина (11), тюрьма (7), угол (5), ремень (2).
12.Успешный Адвокат (18), бизнесмен (17).
13.Подвиг Герой (10), солдат (9), война (5), смелость(1).
14.Награда Подвиг (9), медаль (9), ветеран (5), приз (2).
15.Верность Любовь (8), лебединая (8), собака (8), дружба (1).
16.Победа Война (10), фашизм (9), радость (6).
17.Ложь Во спасение (19), обман (5), фальшь (1).
18.Мудрость Старость (16), возраст (6), опыт (3).
19.Страсть Вспыхнула (8), любовники (8), ревность (6), поцелуй (3).
20.Труд Работа (10), мир (6), май (6), дело (3).
21.Муж Жена (20), сатана (2), объелся груш (2), свадьба (1).
22.Безделье Лень (10), отдых (7), диван (3), шалопай (5).
23.Подарок Праздник (9), день рождения (9), сюрприз (5), радость(2).
24.Печаль Грусть (8), тоска (8), одиночество (6), слезы (3).
25.Яйцо Курица (18), омлет (4), золотое (3).
26.Смерть Горе (6), старуха с косой (6), похороны (4), плач (3), кладбище (2), гроб (2), могила (2).
27.Ясли Дети (15), сад (8), няня (2).
28.Радость Веселье (7), счастье (7), смех (6), дети (5).
29.Интеллигент Шляпа (10), вежливость (9), культура (3), галстук (3).
30.Талант Дар (19), искусство (3), успех (3).
31.Конец Фильм (10), света (10), финиш (5).
32.Просвещение Наука (9), знания (7), книга (7), священник (2).
33.Стыд Срам (22), позор (3).
34.Горе Беда (10), слезы (9), смерть (6).
35.Врач Халат белый (13), больница(8), болезнь (2), помощь (2).
36.Наука Ученый (16), профессор (7), открытие (2).
37.Наглость Грубость (9), хамство (9), нахальство (7).
38.Скромность Украшает (13), девушка (6), застенчивость (6).
39.Смех Хохот (7), слезы (6), радость (6), юмор (6).
40.Война Смерть (8), солдаты (8), победа (8), кровь (1).
41.Кутья Поминки (22), церковь (3).
42.Сочельник Рождество (10), елка (9), подарки (5), гирлянда (1).
43.Праздник Подарки (8), день рождения (8), веселье (3), шарики (3), цветы (3).
44.Власть Сила (9), государство (9), закон (7).
45.Молодость Красота (8), счастье (7), здоровье (7), радость (3).
46.Семья Мама и папа (20), дом (4), защита (1).
47.Бог Иисус (19), религия (3), вера (1), церковь (1), дьявол (1).
48.Рай Небеса (6), ангел (6), блаженство (5), сад (5), ад (3).
49.Сад Деревья (8), фрукты (7), рай (5), лето (5).
50.Беда Горе (7), несчастье (6), слезы (6), печаль (6).

 

Выводы. Анализ представленных ассоциаций показывает, что совпадение предложенных слов с их значением в словарях условно наблюдается только в 23 вариантах ответов (46%). В других вариантах ассоциации отображают либо действия, либо устойчивые стереотипы – 25 вариантов (50 %) и даже слова, противоположные по значению – 2 варианта (4%). Это свидетельствует о том, что слово несет в себе не только и не сколько определенное узкое значение, а является порой определенным символом, передает определенные ощущения, служит основой формирования образов и моделирования событий, воспоминаний, представлений.

 

 

Эксперимент 2.

Провела: студентка 1 курса заочной формы обучения института профессионального развития, направление практическая психология Самодурова И.Ю.

Цель: Объяснить, как участник эксперимента понимает выражение. Характеристика участников эксперимента.

 В эксперименте участвовали 25 человек, распределены были следующим образом:

По полу: женщины – 20 чел, мужчины – 5 чел.

По возрасту: 25-45 лет – 18 участников, 46-65 лет – 7 участников.

По образованию: среднее и средне-специальное образование имеют 11 участников, высшее – 14 участников.

Результаты:

1) Нищие духом (Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное):

—  слабовольные и бездушные;

— с невысокими интеллектуальными и духовными запросами;

— люди, лишенные гордыни и всецело доверяющие Богу.

2) Глас вопиющего в пустыне (Ветхий Завет: Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими):

—призыв, на который никто не реагирует;

—бесполезная речь;

—крик в пустоту.

3) Любить грешника и ненавидеть грех:

— любить человека, зная его недостатки, но не принимать их;

— не грешить самому, но любить грешного ближнего и помогать ему не грешить.

4) Не от мира сего («Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего...»):

— чудаковатый человек, не понятный окружающим;

— мечтатель, не приспособленный к жизни.

5) Не хлебом единым жив человек (Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост, приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»):

— человеку для жизни необходима не только обычная еда, но и духовная пища: общение, любовь, культура и искусство.

6) Метать бисер перед свиньями ("Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас"):

— бессмысленно что-то объяснять тем, кто тебя не понимает;

—разговаривать с невеждой, малокультурными людьми.

7) Возлюби ближнего как самого себя (Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет):

— относиться к каждому человеку как к самому себе.

8) Кто сеет ветер, тот пожнет бурю («Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее»):

— тот, кто творит зло или желает зла, сам получает сполна;

—злые умыслы и действия вернутся интригану сторицей.

9) Легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное («Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". — Это известный многим разговор богатого юноши с Иисусом):

— богатый очень обременен материальными благами, больше чем духовными;

— богатый надеется на свое богатство больше, чем на Бога.

10) Возвращение блудного сына:

— возвращение домой непутевого сына или дочери, или долго отсутствующего человека.

11) Никто не может служить двум Господам (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть):

— нельзя угодить обоим, рано или поздно надо сделать выбор;

— у господ могут быть противоположные цели и желания.

12) Изливать душу:

— поделиться самым сокровенным;

— поделиться частью своей души.

13) Много званых, да мало избранных (Евангелие от Матфея (гл. 20, ст. 16): «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных»):

—много претендентов, но мало достойных;

—не достаточно быть приглашенным, тебя должны выбрать.

14) Земля обетованная (Бог обещал Моисею, что приведет его народ «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход, гл. 3, ст. 8 и 17):

—место процветания и благоденствия;

15)  Нести свой крест (В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус сам нес крест, на котором его должны были распять (гл. 19, ст. 17): «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»):

—преодолевать жизненные трудности;

— мужественно переносить страдания, помня о страданиях Христа.

16) Кто не с нами, тот против нас (в Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и в Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23 сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает»):

—неприятие чужой точки зрения, чужого мнения;

— если ты не думаешь и не делаешь как я, значит ты враг.

17) Не сотвори себе кумира (цитата из Библии, одна из заповедей Моисея):

—не идеализируй кого-либо;

—не поклоняйся слепо другому человеку;

—уважая достижения и способности другого человека, не ставь его в центр своей жизни.

18) Служить мамоне (Евангелие от Матфея (гл. 6, ст. 24): «...Не можете служить Богу и мамоне»):

—заботиться только о материальных благах;

— служить «золотому тельцу».

19) Манна небесная (Ветхий завет: «Роса поднялась, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле…И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пишу». И далее: «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна…):

— что-то очень ценное и желанное, данное неожиданно и просто так;

—что-то сверхъестественное.

20) В начале было слово (Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога»):

—слово отличает человека от животного;

— слово выделяет человека как представителя разумной жизни;

—думай всегда, о чем говоришь.

21) На седьмом небе (Аристотель  считал, что небо состоит из семи кристальных сфер, на которых утверждены звёзды и планеты. А на седьмой сфере — самой дальней от Земли — помещается рай):

— быть как в раю;

—испытывать полное удовлетворение;

— вершина блаженства.

22) Заблудшая овца (в Евангелии от Матфея  сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся»):

—человек, ведущий неправедный образ жизни, беспутник;

— человек, потерявший веру в себя и в Бога;

—хороший человек, но случайно сбившийся с правильного жизненного пути.

23) Построить на песке (Евангелие от Матфея: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое."):

— строить планы без надежных оснований;

—сомнительное дело;

— бесполезные действия, которые вряд приведут к ощутимому результату.

24) Посылать от Понтия к Пилату:

— бессмысленное хождение от одного к другому;

— бюрократическая волокита;

—пустая трата времени.

25) Отрясти прах от своих ног (в Евангелии от Матфея сказано: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших»):

—прекратить отношения с кем-либо;

—уйти от кого-либо со скандалом;

—выходя из дома неприятного тебе человека, отряхнуться.

26) Пуп Земли (Он находится в храме Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию. «Пуп Земли» – это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом):

—эгоист;

—задавака;

— человек, много о себе возомнивший.

27) Левая рука не ведает, что делает правая (в Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4): «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»):

—добро следует делать ради самого добра, а не ради славы;

—не гордись и не хвастайся своими добрыми делами;

—добро надо делать бескорыстно.

28) Соль Земли (в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 13) приводятся слова Иисуса Христа, сказанные им своим ученикам в Нагорной проповеди: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»):

— выдающиеся личности или группы людей, которые внесли вклад в развитие человечества;

— это избранные люди, лучшие представители человеческого общества.

29) Иерихонская труба (В Ветхом Завете (Книга Иисуса Навина, гл. 6) рассказывается об осаде евреями, возвращавшимися из египетского плена в Палестину, города Иерихона, который стоял у них на пути. Они осаждали его шесть дней, и неизвестно, сколько бы еще продлилось стояние под стенами этой крепости, если бы не чудо. На седьмой день священники евреев стали обходить стены города, трубя в трубы. И от их звука стены неожиданно рухнули):

—разрушительный крик;

—крик, ор изо всех сил;

—неприятный звук.

30) Кто ударит в правую щеку, обрати к нему и другую (из Евангелия от Матфея (5:39) "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"):

—умение избежать конфликта, вовремя сдержаться, как бы подставив вторую щеку.

31) Внести свою лепту (лепта—мелкая монета в др. Греции):

— внести свой вклад в общее дело.

32) Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас (из Евангелия от Матфея (5:43-48) «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас, да будете сынами Отца вашего небесного...»):

—любить врага не значит любить его действия, поступки;

—любовь к врагам делает человека духовнее;

— иногда ненависть врагов делает нас сильнее.

33) Лучший бой – это тот, которого удалось избежать:

—умение вовремя оценить ситуацию и не допустить серьезного конфликта;

—искусство дипломатии.

34) Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (из Евангелия от Матфея (6:21) «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»):

—в чем человек видит главное, там его и сердце;

—что важнее для человека: сокровища земные или духовные ценности.

35) Никакой пророк не принимается в своем отечестве (из Евангелия от Матфея (13:57): «...Иисус же сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»).

— неверие в талант того, кто рядом с тобой;

— принятие того, что твои близкие могут не оценить тебя по достоинству.

Выводы. Проведенный эксперимент демонстрирует, что в подавляющем количестве ответов (26 ответов – 74,3%) участники понимают выражения практически в их библейском значении. В 9 вариантах (25,7%) значение выражений отличается от первоначального, порой смысл полностью меняется. Скорее всего, это обусловлено тем, что на протяжении веков предпринимались неоднократные попытки трактовать Священное писание. Таким образом, на определенных этапах развития человеческого общества менялось толкование некоторых выражений Библии.

Современный человек, особенно если он не является активным прихожанином церкви, редко задумывается над значением того или иного выражения, понимая его смысл, как правило, как объяснили родители или учителя в школе. И, тем не менее, проведенный эксперимент демонстрирует тот факт, что подавляющее большинство участников понимает приведенные выражения в значении, очень близком к первоначальному, тем самым подтверждая их важность и незыблемость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: