Ю.Яковлев «Багульник»

Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение»

Тема: Взаимоотношения учителя и учеников.

Вопросы: Каким, по-вашему, человеком должен быть учитель? Почему герой очень рад, что в школе им не предлагали тему «Мой самый нелюбимый учитель»?

Контроль Мини-сочинение «Чему учит нас рассказ А.Маркуши «Ненаписанное сочинение»?

 

Улицкая «Перловый суп»

Тема: Пробуждение в человеке человека.

Вопросы: основе рассказа три эпизода, каждый из них имеет смысловую законченность и тесно взаимосвязан с другими. Давайте их озаглавим (Помощь нищим старикам», «Помощь мнимой погорелице», «Помощь матери, потерявшей единственную дочь»). Обратим внимание, что в названии эпизодов повторяется одно и то же слово. С чем это связано? Почему? К акова проблематика данного рассказа? Что утверждает автор? Ваши аргументы по одной из проблем?

4. Б.Екимов «Говори, мама, говори…»

Тема: отношение к матери, одиночество пожилых людей..

Вопросы: Какие чувства вызвала у вас главная героиня? В названии повторяется слово «говори» (глагол в повелительном наклонении). Почему? Как построен рассказ? Какие художественные средства использует автор для того, чтобы показать красоту мира природы и «убогость» мира людей.

Контроль: Чему учит нас этот рассказ, о чём мы должны помнить всегда?

 

Даниил Гранин «Дом на Фонтанке.

Тема памяти. Нужно ли навещать жен и матерей погибших товарищей?

Вопросы: Почему друзья Вадима в течение многих лет видят его во сне? Почему этот сон повторяется? Почему они долгие годы обходили стороной не только его дом, но и улицу? Почему герой-рассказчик выходит из дома на Фонтанке с «другим лицом»?

Контроль: Мини-сочинение «Сопоставьте чувство вины перед павшими в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» и то чувство, что испытывает рассказчик».

 

Евгений Носов «Шопен, соната номер два».

Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. (Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего).

Вопросы: Какое событие, какие детали в рассказе произвели на вас особенно сильное впечатление? Понимают ли молодые музыканты слова дяди Саши: «Мне Гимн сегодня играть?» Какое отношение вызывают у вас старшее и младшее поколение? Почему молодые музыканты недовольны тем, что дядя Саша отдал грузовик фронтовикам? Каково ваше отношение к поступку старшОго? Какую роль играет музыка? Как она влияет на людей?

Контроль: Почему так называется рассказ?

 

Виктор Некрасов «Вася Конаков»

 Тема войны, истинного героизма.

Вопросы: Как выглядит командирпятой роты Василий Кунаков? Случайно ли, что все зовут его просто Васей? Что стоит за словами Васи Конакова «Трудновато было»? Почему рассказчик уверен, что с такими, как Вася Конаков, никакой враг не страшен?

Контроль: Чем рассказ «Вася Конаков» отличается от других произведений о войне?

 

Ю.Яковлев «Последний фейерверк»

Тема: Поиски смысла жизни.

Вопросы: Чем была «мастерская праздников» для дяди Евгения? Почему мысль о вине «сломила» его, как не смогли сломить фашистские танки? Почему дядя Евгений устроил этот «последний фейерверк»?

 

А. Костюнин «Рукавичка».

(Александр Костюнин родился и живёт в Карелии. Член Союза писателей РФ. За книгу «В купели белой ночи А. Костюнин награждён Званием лауреата премии им. А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и Званием лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга 2007 года»).

Тема: Тема милосердия, нравственных последствий наших поступков

Вопросы: Как связаны две части рассказа, события в которых происходят с временным промежутком в 30 лет? Почему автор не может забыть случая с рукавичкой? Какую роль в судьбе Юрки сыграл случай с рукавичкой? Что усиливает чувство вины автора перед одноклассником? На каких основах должны строиться взаимоотношения людей?

 Контроль: Что такое сострадание? Приведите примеры сострадания из повседневной жизни.

 

 

Эссе А. Костюнина «Сострадание»

Тема: Что такое сострадание?

Вопросы: Что составляет счастье пожилого человека, честно и трудно прожившего свою жизнь? Дайте оценку поступка подростка. Что испытал рассказчик – сверстник героя повествования - в момент проявления агрессии? Почему с годами воспоминания об этом случае стали для рассказчика «открытой раной»? Почему он считает важным помнить и говорить о том, за что испытывает чувство вины? Почему автор называет пору детства «сном Разума и Души»?

Контроль: Напишите сжатое изложение текста.

И.С.Тургенев «Свидание»

Тема любви.     

Вопросы: Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Давайте сравним Виктора и Акулину. Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству? Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной? В чем же идея этого рассказа? Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

 

Юрий Бондарев «Щенок».

Тема ответственности взрослых перед детьми.

Вопросы: Можно ли сказать, что этот рассказ Бондарева продолжает тему взаимоотношений человека и  о животных? Только ли об этом хочет сказать нам автор? Почему на душе героя было гадко и мерзко? Что больше всего тяготило его? Передайте чувства главного героя. Почему, приехав домой, герой прижал к себе маленькую дочку?

Контроль: этот рассказ обращен к взрослым. Вы тоже совсем скоро станете взрослыми. Какую мысль автора унесете с собой?

Ю.Яковлев «Багульник»

Тема: Отношения со сверстниками, природой, живыми существами. Истинная и ложная красота человека. Ю.Яковлев: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Вопросы: Какие ассоциации возникают, когда вы слышите название рассказа «Багульник»? Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»? Как меняется Коста в общении с четвероногими друзьями. А почему Косте так хорошо с собаками? Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли? Вспомните, что помогло вам сделать это открытие? Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

Контроль: «А какого завтрашнего человека я вижу в себе?»

 

14. Анатолий Алексин «Раздел имущества»

Тема: Отношения родителей с детьми.

Вопросы: Какая цель была у бабушки? Кто же родители Верочки? Какую роль в воспитании дочери они играют? Как вы понимаете слова Верочки: «Мама нанесла удар по моей вере в то, что люди за добро платят добром»?Повесть начинается и заканчивается сценой в суде. Почему молодой женщине - судье не верится в то, что говорят люди? Почему с Верочкой произошел удар?

Контроль: Мини- сочинение: «Какой ты видишь свою будущую семью? Что бы ты взял из родной семьи в свою будущую?»

 

15. А .Лиханов «Солнечное затмение»

Тема: трагическая история первой любви.

Вопросы: Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Федор вопрошает: «...неужели же в ясности этой нельзя ясно и жить»? Что помогло ему приблизиться к «ясности»?  (Любовь к больной девочке). Почему до встречи с Леной мальчик чувствовал себя отторгнутым от жизни, обиженным. (Семейный разлад, стыд за отца). Как и чем помогла ему Лена? (« Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно...»)

Контроль: «Почему повесть называется «Солнечное затмение

16.   Борис Екимов «Фетисыч».

Тема малой родины.

Вопросы: От чего и от кого зависит судьба нашей малой родины?   Подумайте, какие последствия влечёт за собой разрушение привычного уклада жизни, чем для людей оборачивается разрушение деревень?

Контроль: Какой ответ на этот вопрос дает Б.Екимов?

17.  Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро».

Тема: взаимоотношения подростков.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: