Александрина Муравьева

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАСОНСТВА

Масонство – одно из самых известных идеологических движений в истории Европы, окруженное множеством легенд, преданий, вымыслов и слухов. Официальной датой его возникновения считается 24 июня 1717 года, когда в одной из таверн Лондона под названием «Гусь и вертел» была образована первая масонская ложа, а спустя несколько десятилетий тайная организация распространилась по всему континенту. Само слово «масон» происходит от старофранцузского слова «masson» и дословно переводится, как «вольный каменщик». Большинство исследователей по всему миру уверено, что история возникновения масонства связана ремесленными гильдиями, появившимися впервые в 12 столетии в Англии. Уже к 15 веку цеховое движение имело большое значение в развитии городов: его представители избирались в местные органы самоуправления, а впоследствии стали избираться в государственный законодательный орган.

Строительная гильдия не считалась самой влиятельной среди прочих в средневековой Англии, а ее первое упоминание в исторических источниках относится к концу 14 столетия. Однако уже во второй половине 15 века цех каменщиков имел собственный герб, а его представители получили широкие права и привилегии. Они, единственные из податного населения, имели право беспрепятственное передвигаться по территории страны, когда остальные слои общества, облагаемые налогами, обязаны были соблюдать закон об оседлости. Подобная привилегия была обусловлена необходимостью строительных гильдий время от времени переезжать из одного города в другой, чтобы возводить новые дома и здания. Отсюда и пошло название «вольные каменщики».

Жизнь строительных рабочих определялась уставом, соблюдение которого было обязательным. Периодически представители гильдии собирались на собрания в помещении, отведенном для этих целей, которое называлось Lodge, то есть ложа. Впоследствии ложей стала называться и вся артель каменщиков.

В РОССИИ

В России возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком.

Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе.

Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов.

Пройдет чуть меньше столетия, прежде чем начнется возрождение деятельности тайных братств. Импульсом для их появления послужил известный манифест от 17 октября 1905 года императора Николая Второго, даровавший русскому народу многочисленные права, среди которых свобода создания общественных организаций, не преследующих цели подорвать основы государственного строя. Деятельность масонских лож сосредоточилась в Петербурге и Москве. Самыми известными и многочисленными на то время считались «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея».


2. Возникновение и становление Северного общества.

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти. Источниками их "вольномыслия" явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII – начала XIX в. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны. Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.

Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков, племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель.

Основные цели их борьбы: ликвидация крепостного права; ликвидация самодержавия; введение конституции; установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия (на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации: отмена крепостного права; ликвидация самодержавия; введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже. П.И. Пестель

Его программа: уничтожение рабства; равенство граждан перед законом; гласность в государственных делах; гласность судопроизводства; уничтожение винной монополии; уничтожение военных поселений; улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет; улучшение участи членов клира; в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление. Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения. Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

3. Возникновение и становление Южного общества.

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская (руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект.

В нем было 10 глав:

— о земельном пространстве;

— о племенах, Россию населяющих;

— о сословиях, в России обретающихся;

— о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

— об устройстве и образовании верховной власти;

— об устройстве и образовании местной власти;

— об устройстве безопасности в государстве;

— о правительстве;

— наказ для составления государственного свода законов.

При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя.

Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно. Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение. Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома. При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами. Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет.

Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума. Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную. Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования. Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ. Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время. Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

4. Восстание декабристов на Сенатской площади.


5. Восстание Черниговского полка.


6. Судьбы декабристов.


7. Подвиг жен декабристов.

Подвиг мужества русских женщин воспет в песнях,

сказах, истории и кинематографе.

О великой женской душе русской женщины ходят легенды,

а ее образ восхваляют и обожествляют во всем мире.

 

Шесть самых известных историй самых невероятных женщин XIX века.





ЕКАТЕРИНА ТРУБЕЦКАЯ

Супруга декабриста Сергея Трубецкого, княгиня Екатерина Трубецкая, была самой первой из жен, отправившихся в Сибирь. Свое решение она объясняла просто: «Церковь наша почитает брак таинством, и союз брачный ничто не сильно разорвать. Жена должна делить участь своего мужа всегда и в счастии и в несчастии, и никакое обстоятельство не может служить ей поводом к неисполнению священнейшей для нее обязанности».

О том, что ее муж состоит в заговоре против царя, Екатерина Трубецкая знала заранее – далеко не все жены декабристов могли бы похвастаться таким знанием. Каташа – так ее звали близкие – пыталась убедить супруга и его сообщников отказаться от их революционных планов. В частности, говорила Муравьеву-Апостолу: «Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите свои головы на плахе».

На ее долю выпало множество испытаний. Это ей, Екатерине Трубецкой, сам Николай I предлагал развестись с мужем и устроить ее личную жизнь. Ей же позднее, через губернатора Иркутска Ивана Цейдлера предлагал (надеясь напугать) подписать бумагу с отказом от всех дворянских прав и идти на каторгу к мужу вместе с преступниками — пешком по этапу.

Увидев мужа на Благодатном руднике в кандалах, она упала в обморок. Жила в тяжких условиях, в суровом климате. Но – не сдалась и не сломалась, оставалась рядом с мужем до своей смерти в 1854 году. Находясь на каторге, родила семерых детей, хотя до этого долгое время не могла стать матерью.

МАРИЯ ВОЛКОНСКАЯ

Супруга декабриста Сергея Волконского о готовящемся восстании ничего не знала. Возможно, из-за разницы в возрасте: когда дочь генерала Раевского венчалась со своим нареченным, невесте было 19, жениху – 37, и он попросту ничего не сообщал о своих делах молодой жене

В дни, когда происходило восстание на Сенатской, Мария Волконская рожала первенца и лежала затем в родильной горячке, так что о событиях в Петербурге узнала с опозданием. Но как только узнала – приняла решение следовать за мужем. «Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, – не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж. Я разделю с тобой и тюрьму, если по приговору ты останешься в ней», — писала Волконская мужу в Петропавловскую крепость.

Именно ей принадлежит, быть может, картинный, но запомнившийся жест: при встрече с мужем на Благодатном руднике она сначала поцеловала его кандалы, а затем — его самого.

Отдельная история касается ее жизни в Сибири. Достаточно лишь сказать, что, не поддавшись обстоятельствам, Мария Волконская родила в ссылке еще троих детей (первенец ее, оставленный родине, умер без матери, а дочь Софья не прожила и дня), открыла собственный светский салон, где ссыльные могли встречаться друг с другом в человеческих условиях, учредила любительский театр.

Надо отметить, что брак Волконских не был счастливым. Слишком разные это были люди. Но тем более удивительно, что Мария не просто последовала за своим мужем на каторгу, но и прожила с ним там до разрешения Волконскому вернуться в Россию. После амнистии Мария Николаевна вернулась в Москву, побывала и за границей. Муж пережил Марию Волконскую всего на два года.

АЛЕКСАНДРИНА МУРАВЬЕВА

Эта женщина – настоящая благотворительница. На каторге, куда Александрина последовала за своим мужем, главой Северного тайного общества Никитой Муравьевым, она помогала не только декабристам и их женам, но и простым каторжанам.

Имея некоторые средства, она устраивает каторжную аптеку, выписывая из столицы нужные лекарства. А затем и хирургические инструменты – так в месте ссылки появляется больница. Именно Александрина Муравьева привезла в Сибирь знаменитое стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд…» — уезжая из Москвы, спрятала рукопись в своей пышной прическе. Она же посоветовала декабристу Бестужеву написать книгу о Рылееве – так Бестужеву проще стало переносить каторгу.

Она же добывала для Бестужева краски, кисти и бумагу – именно благодаря его акварелям мы знаем о быте декабристов и их жен.

Муравьева доставала книги, журналы, чтобы хоть как-то приободрить ссыльных, поддерживая их прежние интересы.

За супругом Александрина Муравьева отправилась также одной из первых и – по большой любви. У них был на редкость счастливый брак, и за три года, прошедших с венчания до ареста Никиты Муравьева, в семье родилось двое детей. Александрина была беременна в третий раз, когда произошло восстание на Сенатской. Троих детей пришлось оставить родственникам, когда молодая женщина решила отправиться за мужем в ссылку. В Сибири Муравьева умерла, не дожив до 28 лет. Копавшие для нее могилу каторжане-уголовники отказались от оплаты: «Какие деньги? Мы же мать хороним! Понимаете – мать!».

ПОЛИНА ГЕБЛЬ

Полина Гебль, жена декабриста Ивана Анненкова, дворянкой не была, и на момент принятия решения о том, чтобы поехать за любимым в Сибирь, и женой, собственно, не была тоже. С Анненковым они обвенчались уже на каторге. Своим поступком эта француженка, бежавшая в Россию за лучшей долей, удивила самого императора Николая I, которому она дерзнула подать прошение, написанное по-французски (в то время подобные документы, согласно неписанному этикету, писались только на русском языке).

Государь не только позволил ей следовать за Анненковым в ссылку, но и дал ей денег на дорогу.

Современникам Полина Гебль запомнилась как особа чрезвычайно жизнерадостная и как теперь бы сказали, позитивно мыслящая. В записках, которые она оставила о себе, Гебль вспоминает о многом с юмором или, уж во всяком случае, с улыбкой. Например, о своем путешествии в Сибирь вспоминает так: «Однажды меня едва не убили лошади, а в другой раз я чуть-чуть не отморозила себе все лицо, и если бы на станции не помогла мне дочь смотрителя, то я, наверное, не была бы в состоянии продолжать путь. Эта девушка не дала мне взойти в комнату, вытолкнула на улицу, потом побежала, принесла снегу в тарелку и заставила тереть лицо, тут я только догадалась – в чем дело».

О рудниках, где трудился ее супруг, Полина Анненкова не пишет почти ничего, зато восторгается местной природой, лишь вскользь упоминая о лишениях. Ее оптимизма хватило на то, чтобы родить 18 детей (в живых осталось семеро), пережить с мужем ссылку и вернуться затем в европейскую Россию.

А затем – стать героиней романа Александра Дюма, а также центральным действующим лицом двух фильмов и одной оперы.

 

ЕЛИЗАВЕТА НАРЫШКИНА

История Елизаветы Нарышкиной и ее мужа, декабриста Михаила Нарышкина, содержит в себе много интересных эпизодов, но самый романтичный, пожалуй, тот, в котором молодая жена искала возможности повидаться с арестованным после мятежа на Сенатской супругом.

Михаил Михайлович писал об этом так: «Сижу я в Петропавловской крепости, и болит сердце по жене. Вот дали мне знать, что в такой-то вечер, в сумерки, она придет на тот берег Невы, чтоб хоть издали, в окошко, меня увидать. Условным знаком была игра в рожок.

Сижу у окна с решеткой железной, жду. Вот слышу – рожок играет, напрягаю зрение, вижу – далеко, на противоположном берегу, жена, одетая охтенкой, стоит и машет мне платком».

В ссылке, куда Елизавета Нарышкина добралась довольно быстро благодаря протекции императрицы Марии Федоровны, чьей фрейлиной жена декабриста была, супруги Нарышкины удочерили семимесячную девочку-сироту. Срок каторги Михаила Нарышкина был недолгим – 8 лет, после чего семья переехала в Курган. Там и развернулась их благотворительная деятельность. Супруги помогали бедным, лечили и раздавали лекарства, раздавали пищу и одежду. Часто Нарышкин брал с собою священника и ездил по деревням подавать последнее христианское утешение умирающим.

В жизни Нарышкиных затем было много всего: и служба на Кавказе, и полная амнистия с возвращением в Петербург, и путешествие в Париж. А в Кургане долго помнили их доброту. Местные жители недоумевали на счет Нарышкиных: «За что такие славные люди сосланы в Сибирь? Ведь они святые, и таких мы еще не видали».

 

КАМИЛЛА ИВАШЁВА

История Камиллы Ивашевой во многом напоминает биографию Полины Гебль. Тоже француженка, также не дворянского происхождения, с любимым обвенчалась уже на каторге, да и приехала туда позже, чем другие женщины – лишь в 1830 году.

Камилла Ивашева, урожденная Ле Дантю, со своим будущим мужем Василием Ивашевым познакомилась в имении под Симбирском, где он гостил, а она работала гувернанткой. Девушка влюбилась с первого взгляда, но оба понимали, что отношений, а тем более брака быть не может.

Но после восстания на Сенатской все изменилось. Камилла получила согласие родителей Василия Ивашева на брак, и лишь после этого в Сибирь ушло письмо Камиллы с матримониальным предложением. Для Ивашева появление в жизни такой женщины изменило все. Декабрист уже планировал побег, надеясь не столько сбежать с каторги, сколько быть убитым охраной. И вдруг – неожиданное предложение от девицы, о которой он уж и думать забыл. На свадьбе Камиллы и Василия Ивашевых посаженной матерью была Мария Волконская. «Это было прелестное создание во всех отношениях, и жениться на ней было большим счастьем для Ивашева», — вспоминала она позднее о невесте.

Они прожили вместе 9 счастливых лет, после ссылки переехав в город Туринск. Когда в 1839 году Камилла простудилась и умерла, ее муж несколько лет писал знакомым и друзьям семьи письма, полные невероятной тоски по покойнице: «Без нее, без руководительницы души моей, Боже мой, как много мне недостает. Сколько добрых желаний порождал один взгляд ее, сколько вздорных, пустых мыслей он угашал, как нужно мне было ее одобрение, как мало мне было жить при ней!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: