История появления слова «Царь- рыба»

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 28.04.20, 02.05.20

Группа 90 Повар, кондитер Курс 1

Тема урока: В.П. Астафьев. Рассказ «Царь-рыба»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;

проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.

 

Основные понятия:

Тема произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.

 Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.

Экологическая катастрофа -необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.

Нравственность -моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

Бездуховность -свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры

Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,

Презентация к уроку  

Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=UZmxuqgtYmg учебный фильм по теме

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока

 

Это она, моя душа, наполнила все вокруг

беспокойством, недоверием, ожиданием беды.

В.П.Астафьев

Что беспокоит Астафьева? (ощущение надвигающей беды)

Пожалуй, никогда еще проблема взаимоотношения человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно: гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, Чернобыль, исчезновение целебных растений, ценной рыбы,

вымирание многих видов животных - это следствие безумного, а порой и преступного отношения человека к природе.

       «Нам не привыкать к потерям, - писал Сергей Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего». В первой половине 70-х годов впервые в русской литературе была затронута проблема взаимоотношений человека и природы. И одним из

первых был писатель В.П. Астафьев.

Сегодня на уроке мы будем говорить о повествовании в рассказах В.П.Астафьева "Царь-рыба”. Сам писатель говорил, что книга "Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь.

 

2. Основная часть.

План изучения

 

Информационные революции и причины, обусловившие их

происхождение.

➢ Характеристика индустриального общества.

➢ Характеристика информационного общества.

➢ Информатизация и компьютеризация общества

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».

 

История появления слова «Царь- рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего, означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: