Лекция Расходы торгового предприятия

 

План.

1.Экономическая сущность расходов торгового предприятия и их классификация.

2.Показатели, характеризующие издержки обращения торгового предприятия

3.Факторы, оказывающие влияние на расходы торгового предприятия

 

1.Экономическая сущность расходов торгового предприятия и их классификация.

В соответствии с действующим законодательством выделяют две основные группы расходов торгового предприятия: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Для предприятий торговли обычный вид деятельности - реализация потребительских товаров. К прочим расходам относятся:

- операционные расходы – расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, предприятия, расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями и др.;

- внереализационные расходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров, возмещение причиненных организацией убытков и др.

Издержки обращения представляют собой текущие расходы торгового предприятия по обычным видам деятельности.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. В составе расходов торгового предприятия издержки обращения занимают значительную часть.

По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, а также убытки, произошедшие по случайным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений неторговой деятельности, находящиеся в ведении торговых предприятий, также не учитываются в издержках обращения.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по следующим признакам:

1. По экономической природе:

- чистые издержки – это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.;

- дополнительные издержки — это затраты торговых предприятий, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения (расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции). Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.

2. По характеру выполняемых задач:

 - о перационные издержки обращения – это расходы, связанные с выполнением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

- административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др.

3. По звеньям торговли:

- издержки обращения розничных торговых предприятий;

- издержки обращения оптовых торговых предприятий;

- издержки обращения предприятий общественного питания.

Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов.

4. По отношению к товарообороту:

- у словно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота (расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу и др.).

- условно-переменные издержки обращения – это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.

5. По товарным группам:

- издержки обращения продовольственных товаров;

- издержки обращения по реализации непродовольственных товаров.

Наиболее высокие издержки у продовольственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения особых условий хранения, использования специализированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продовольственных товаров наиболее высокие издержки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строительные материалы, мелкая галантерея.

6. По способу распределения по товарным группам:

- прямые издержки — это расходы торгового предприятия, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам;

- распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, распределенные между товарными группами после предварительных расчетов.

7. По видам затрат издержки:

- оплата труда работников торговых предприятий;

- оплата услуг других отраслей экономики (связь, коммунальное хозяйство, транспорт);

- материальное потребление в торговых предприятиях (расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии, износ основных фондов, санспецодежды и т. п.);

- материальные потери (потери товаров нормируемые и ненормируемые);

- другие расходы (охрана труда, социальное страхование, подготовка кадров).

 

2.Показатели, характеризующие издержки обращения торгового предприятия

Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:

- абсолютная сумма издержек обращения - этот показатель дает представление об объеме текущих расходов торгового предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих расходов;

- уровень издержек обращения - относится к качественным показателям хозяйственной деятельности торгового предприятия, позволяет судить о величине расходов в расчете на 100 руб. товарооборота

 Уровень издержек обращения = сумма издержек обращения x 100

                                                           розничный товарооборот

- уровень   издержкоёмкости реализации товарной группы - рассчитывается аналогично уровню издержек обращения, но по отношению к отдельным товарным группам или товарам.

- уровень издержкоотдачи - этот показатель является обратным по отношению к уровню издержкоемкости - характеризует объем товарооборота, который приходится на единицу издержек обращения, т.е. свидетельствует о результативности его текущих расходов

     Уровень издержкоотдачи = розничный товарооборот х 100

                                                           издержки обращения

- доходность издержек обращения – показывает величину полученного дохода на единицу издержек обращения

Доходность издержек обращения = валовый доход х 100

                                             издержки обращения

- рентабельность издержек обращения – дает возможность оценить объем полученной прибыли от обычной деятельности на единицу издержек обращения. Рентабельность издержек обращения является одним из важнейших показателей эффективности текущих расходов торгового предприятия.

 

3.Факторы, оказывающие влияние на расходы торгового предприятия

Расходы предприятий торговли формируются под влиянием различных факторов общеэкономического характера, подверженных значительным изменениям. Вместе с тем многие статьи непосредственно зависят от показателей деятельности предприятия, уровня хозяйствования, состояния экономической службы и др. Изучение этих внешних и внутренних факторов позволяет оценить финансовые результаты, наметить пути экономии и обосновать плановые расходы.

Внешние факторы:

1. Состояние рынков производства.

2. Конъюнктура потребительского рынка.

3. Состояние экономики страны в целом.

4. Механизм государственного регулирования торгово-хозяйственной деятельности 

Внутренние факторы:

1. Объем и состав товарооборота.

2. Условия товародвижения.

 3. Состояние и эффективность использования основных фондов.

4. Состояние и эффективность использования трудовых ресурсов.

5. Скорость обращения товаров.

 

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение издержек обращения.

2. Какие расходы не могут быть отнесены к издержкам обращения?

3. Перечислите показатели, характеризующие издержки обращения торгового предприятия.

4. Какие факторы оказывают влияние на расходы предприятий торговли?

 

Литература.

1. ПБУ10/99 Расходы организации Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н.

2.Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.412-441).

3. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2014. (с.316-331).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: