Зарождение и развитие экономической мысли

Конспект лекций по дисциплине

ЭКОНОМИКА

Для студентов среднего профессионального образования

Специальностей

 

Введение в экономическую теорию

Изучая курс экономики, вы узнаете, что такое экономика, экономическая теория, как она описывает разные процессы, происходящие в экономике, какие связи и взаимосвязи существуют в национальной и мировой экономической системах, что такое конкурентная экономика, почему современную экономику называют «смешанной» и т.д. Без знаний законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире. 

Основные задачи дисциплины:

освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

В процессе изучения экономических явлений экономическая теория взаимодействует с другими науками и, в первую очередь, с гуманитарными науками. Она опирается на результаты исследований, полученные другими науками.

Высшим критерием правильности выводов экономической теории является экономическая практика. Именно в сравнении с практикой достоверно можно установить, в какой степени то или иное теоретическое положение соответствует действительности.

На хозяйственную практику экономической теории оказывает влияние: во-первых, разработка рекомендаций в области развития макроэкономики; во-вторых, воздействие на развитие отраслевых экономик.

Важную роль в проверке на истинность выводов экономической теории играют экономические эксперименты. Анализ результатов проведения эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения того ли иного экономического новшества на макроэкономическом уровне. При этом есть возможность своевременно обнаружить ошибки и недостатки и устранить их.

Процесс познания реальной экономической жизни начинается с практики и завершается практикой, которая подтверждает или отвергает достоверность полученных научных результатов.

Тема 1. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Деньги.

Экономическая наука.

Зарождение и развитие экономической мысли.

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем.

Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

     Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж. Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: