Совершенная конкуренция

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен.

«Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это выражение принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и общественных интересов. Концепция «невидимой руки» состоит в том, что когда фирмы и предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга степенями и формами свободы для экономических агентов.

     Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки.

1. Многочисленность субъектов рынка.

2. Однородность продукции. Это означает, что продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима,

3. Отсутствие контроля над ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - покидать чисто конкурентные рынки (отрасли).

5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии.

Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков.

      Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

       В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

Тема 4. Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция – характеристика рын­ка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ог­раниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убыва­ния конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Главное отличие между всеми типами рыночных струк­тур с точки зрения экономической науки – в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они облада­ют с точки зрения формирования рыночных цен.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, тайный сговор между ко­торыми практически невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Характерными примерами такого рода товарных рын­ков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т. д.

Олигополия – это такая рыночная структура, при ко­торой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей - объединению фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором су­ществует единственный продавец товара, не имеющего близ­ких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой иобъемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.

Монополию можно определить следую­щими признаками:

- наличие одного производителя (покупателя);

- отсутствие близких заменителей товара;

- наличие высоких барьеров входа (как правило, ис­кусственного характера).

Двусторонняя монополия - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единствен­ный продавец сталкивается с единственным покупателем). К вазимонопольными считаются рынки, на которых при относительно низкой концентрации продавцов существует монопольная власть.

 

 

Тема 5. Факторы производства и распределение доходов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: