Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

           

Дисциплина «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»

Тема: «Совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привития им убеждения навыков безопасного поведения на дорогах»

Выполнил: Мадьяров Б.С.

Специальность 44.03.01

«Безопасность жизнедеятельности»

Группа БЖ-1801z  

Екатеринбург

2020

Совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привития им убеждения навыков безопасного поведения на дорогах

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является — формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.

Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

 

Принцип единства воспитания и обучения.

На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

В силу своего возраста младшие школьники не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д. На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение, погодные условия, состояние дороги. На прогулке зимой следует объяснять ребенку, что на скользкой дороге машина может заехать на тротуар, остановку маршрутного транспорта. Поэтому надо быть осторожным и внимательным, чтобы успеть вовремя уйти от опасности.

Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, его необходимо научить правильно ориентироваться и сформировать у него привычку всегда соблюдать Правила дорожного движения. При этом не следует запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Педагог обращает внимание родителей на одежду младших школьников. Капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухудшают слух, затрудняют повороты головы. Поэтому одежда должна быть удобной.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся 1-4 классов

устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте;

познавательные психические процессы (восприятия, внимание, воображения, мышление, память, речь);

понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

самоконтроль, само регуляцию и самоорганизацию право послушного и безопасного поведения на улицах и дорогах и в транспорте.

Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно – воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. Считаю, что работа по профилактике ДТП должна проводиться в нескольких направлениях:

- работа с обучающимися;

- работа с родителями.

Работа с учащимися ведётся в 3 направлениях:

1. урочная деятельность

2. внеклассная деятельность

3. кружковая работа

В конце каждого последнего урока, т.е. непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой, проводится «МИНУТКА ПДД» - это кратковременное занятие (5-10 мин) - напоминание по тематике безопасности движения. Цель минутки - приобретение навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах города.

Например:

1. Вопрос: Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части?

Ответ: Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.

2. Вопрос: Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах? Какие они бывают?

Ответ: Пешеходные переходы - это места для перехода улицы с одной стороны на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором.

3. Вопрос: Как перейти улицу по пешеходному переходу?

Ответ: Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий (зеленый) сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться, убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется с большой скоростью (может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом пешеходном переходе.

Почему надо переходить дорогу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

- Почему опасно перебегать дорогу?

- Почему опасно переходить дорогу наискось?

- Что означает надпись «Опасно на повороте», написанная на задней части автобуса?

- Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

- Чем опасны кусты и деревья на дороге?

- Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются две встречные машины? - Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

-Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

- Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

- Как определить, далеко или близко машина?

-Опасно ли школьнику на той стороне улицы увидеть товарища, подругу или родных? Почему?

-Как определить, что машина собирается повернуть направо?

- Почему опасно ходить по улицам группами?

-Чем опасен для пешехода момент, когда машина обгоняет другую?

 

В конце каждого триместра с учащимися проводится инструктаж по ПДД и беседы перед каникулами.

В режиме внеклассной работы с учащимися реализую следующие виды работ:

беседы с учащимися - модульный курс по профилактике ПДД классные часы с привлечением сотрудников ГИБДД, ГО МЧС, мед. сестры школы («Уроки дорожных манер», «Город, в котором мы живем», «Место для игр и отдыха», «Учим правила играя» и т. д.

· викторины по ПДД («Пассажир и пешеход», «Ловкий пешеход»)

· решение проблемных ситуаций

· интеллектуальные игры – соревнования («Шоссе светофорных наук», «Азбука дороги»), игры–конкурсы («Азбука пешехода»), игры-путешествия по станциям

· тестирование по ПДД

· конкурсы знатоков («Все без исключения должны знать правила дорожного движения»), конкурсы рисунков, конкурсы кроссвордов.

· смотр видеофильмов

· недели безопасности перед каникулами

Важным звеном в системе формирования у учащихся основ безопасного поведения на дорогах является работа с родителями. Виды работ с родителями учащихся:

Родительские собрания («Профилактика детского дорожного транспортного травматизма», «Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах»)

Родительские собрания с вовлечением учащихся

Разработка памяток, буклетов и рекомендаций по ПДД для родителей

Организация встреч родительского коллектива с инспектором ДПС, ГИБДД

Привлечение родителей – медицинских работников для бесед на классных часах, для организации родительских собраний

Привлечение родителей к участию в конкурсных программах по ПДД в школе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: