double arrow

Механизм инновационного реформирования права

Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»

Правовая реформа — это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Незавершенная реформа– это реформа, реализация которой завершается по мере признания поставленной цели реформирования правовой системы недостижимой в принципе или в конкретный исторический момент, а также при смене власти, правящей элиты. Незаконченная реформа имеет отрицательный итог, так как не дает закрепиться нововведениям

Контрреформа – это реформа, проводимая в результате осознания предыдущей поставленной цели как ошибочной, неприемлемой для страны в силу сложившихся традиционных отношений, существующих обычаев, особенностей развития или признания недостаточной подготовки проводимой реформы, результаты которой приняли непредсказуемый характер.

Типология правовых реформ–3. Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории

Классификация:

1. Правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни – политической, экономической, социальной и т. д., и реформы, призванные изменить саму правовую реальность. Различают два этапа: первый, более распространенный вариант – когда право является инструментом, обеспечивая проведение политических, экономических, социальных и других реформ. Примеры: Реформы, проводившиеся в первые годы советской власти. Ярким примером того, как правовая реформа становится базой для преобразований в других сферах, является также правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России. Второй этап в развитии правового регулирования инновационной деятельности, инновационных проектов начался с 1997 г. Примеры: 28 июля 1997 г. в Саратовской области был принят Закон «Об инновациях и инновационной деятельности». Подобные законы затем стали приниматься и в других субъектах Российской Федерации.

2. Завершенные реформы. Пример: Соборное Уложение1649 г.

3. Незавершенные реформы. Пример: попытка создания нового Соборного уложения Павлом I.

4. Контрреформы. Пример: контрреформы Александра III (крестьянская, судебная, образовательная и др.)

Исходя из цели реформы:

5. Реформа, направленная на улучшение жизни общества в целом и каждого его члена. Примеры: Положения об образовании 1864 и 1874 годов, отмена крепостного права в 1861 году (несмотря на незавершенность, исходя из цели данные реформы были направлены на улучшение жизни общества).

6. Реформа, преследующая целью сохранение власти правящей элитой. Пример: правовая реформа большевиков; одним из ее направлений являлось создание «нового» международного права: «открещивание» от принципов буржуазного международного права и попытка создать «новое международное право», делящее мир на «своих» (социалистических) и «чужих» (капиталистических)

Четвертая классификация правовых реформ – по источнику реформирования.

7. Реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции. Пример: деятельность волостных судов после Судебной реформы 1864 г. строилась на основе правовых обычаев, однако поддерживались и традиции «крестьянского права»

8. Реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов. Пример: Правовая реформа в РСФСР в 1917–1923 гг.

9. Реформы, в результате которых осуществляется рецепция принципов и норм зарубежного, как правило европейского, права; Примеры: заимствование вместе с христианством источников права Византийской империи – Номоканона, Эклоги, Прохирона и других, и использование Литовского статута при создании сначала Сводного судебника 1606 г., а затем Соборного Уложения 1649 г., и Петровские правовые реформы, и систематизацию российского права М.М. Сперанским, и правовые реформы периода «великих реформ» и Первой российской революции, а также современные правовые реформы.

10. Реформы по приведению элементов правовой системы страны в соответствие с международно-правовыми стандартами. Примеры: одобрение 12 декабря 1993 г. всенародным референдумом Конституции Российской Федерации, в которой общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации признаны составной частью правовой системы Российской Федерации.

Механизм инновационного реформирования права

Применительно к правовым отношениям понятию «реформа» присуща специфика, которая выражается в наличии инновационного процесса права. Инновационность заключается не столько в том, что в период реформ критикуется действующее законодательство или другие элементы правовой системы, осуществляется поиск им замены, сколько связана с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала

История знает немало примеров реформирования права, которое происходит на протяжении вот уже более четырех тысяч лет. К числу первых известных реформ относятся реформы права древних государств Месопотамии. Инновационность законов Ур-Наммы заключалась в раннеисторическом развитии юридической техники: законы начинались с пролога, далее следовало изложение законодательных нововведений, в частности об установлении системы меры и веса как гарантии новых справедливых порядков.

Достаточно известная инновационная идея деления права на публичное и частное возникла на базе судебной практики и сформулирована в юриспруденции Рима. Привнесенная правовая новация имела под собой объективные различия в методах правового регулирования: первое носило императивный характер и включало в себя отношение власти — подчинения. В частном же праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении.

Инновационными изменениями в праве необходимо считать процессы, которые явились результатом революционных идей с последующим реформированием права в XVIII–XIX вв. Именно в этот период появились, были внедрены и в конечном итоге достигнуты этапа правовой диффузии идеи, связывающие закон, право, правосудие с основами человеческого бытия — со свободой отдельного, автономного человека (естественное право). Естественное право «выбрало» в качестве главного адресата своих требований существующую власть — недопустимость государственного произвола, а отсюда — утверждение и развитие в жизни общества начал народовластия.

Если говорить об инновационном процессе права, то следует констатировать, что существует достаточно много примеров реформирования средневекового европейского права, права других периодов его развития в различных странах, в т.ч. в России. Таким образом, будучи связанными с глубинными изменениями в пластах общества, право в ходе реформ, с одной стороны, испытывало на себе влияние экономических, политических и иных общественных отношений, а с другой, с течением времени само воздействовало на подобного рода отношения. В свою очередь инновации в рамках реформы права исторически влияли не только на содержание права, развитие правовой системы, но и отражали перемены в государственном строе. Между тем не всегда реформы права, проводимые в различных правовых системах, достигали установленных целей. В отдельных случаях на смену им приходили контрреформы или «накладывались» другие реформы права. Это зачастую приводило к дисбалансу внутри правовой системы, отторжению правосознания от других элементов правовой жизни.

Эволюционные черты реформы права заключаются в следующем:

· Инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов.

· Инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм. Поэтому реформа предполагает постепенный и поэтапный процесс с учетом тщательного планирования, а в дальнейшем — отслеживания достигнутых результатов, необходимой корректировки задач по внедрению и правовому закреплению приемов и способов достижения целей

· Субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, регрессивное, стагнационное.                           

· Реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: