Вопрос № 26. Ценности и ценностные ориентации журналиста, и их проявление в коммуникативном процессе

В психологических исследованиях категория «ценность» часто определяется через личностный смысл и значимость, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, установки, нормы, идеалы, направленность личности и т.д.

Ценности – устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения (М. Рокич). Психологическая ценность – признание значимости предметов или явлений для субъекта, которая выражается через интерес, служит основой целеполагания и действия.

Ценностные ориентации - структурированная система обобщенных ценностных представлений, выражающая субъективное отношение личности к объективным условиям жизни.

М. Рокич различает два класса ценностей:

· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

- терминальные (целевые) - придают смысл жизни и деятельности, составляют суть индивидуальных устремлений. К ним относят: славу, власть, богатство, мастерство, знание.

- инструментальные            - смягчают конкуренцию, борьбу людей устремленных к своим целевым ценностям, позволяют согласовать свои интересы с общественными. Люди, принимающие эти ценности, достигают социальной значимости законными и нравственными путями. К этим ценностям относят: свободу, справедливость, право, равенство, милосердие, солидарность.

В журналистике можно выделить семь базовых нравственных ценностей: свобода слова, социальная ответственность, правда, беспристрастность, непричинение вреда, справедливость и честность. Эти ценности неоднородны по своему «калибру», по предмету (относится ли ценность только к поведению журналиста или также к ожидаемым результатам его поведения) и по ряду других оснований. Однако данный набор ценностей можно эффективно использовать для анализа спорных этических ситуаций в журналистике. (Назаретян К.А.)

Свобода слова рассмотрена как одна из первых и самых важных идей, которые сформировали современную журналистику. Традицию в философии СМИ, истоки которой идут еще от Дж. Мильтона, в литературе чаще всего называют либертарианской традицией. Это связано с тем, что Мильтон и его последователи (в их числе – Дж.С. Милль) предложили идею практически ничем не ограниченной свободы выражения мнений. Анализ современного содержания ценности свободы слова позволил определить ее следующим образом: свобода слова – это свобода говорить почти все, но с минимальными разумными ограничениями (информация должна быть проверена по нескольким источникам, журналист не должен намеренно говорить неправду и т. п.). В 1940-х годах в США Комиссия по вопросам свободы печати исследовала ситуацию со свободой слова и нравственностью в американских СМИ и подготовила доклад под названием «Свободная и ответственная пресса», выводы которого были названы теорией социальной ответственности прессы. Под влиянием этой теории было создано большинство современных систем журналистской саморегуляции.

Ценность социальной ответственности трактуется как ответственность журналиста перед обществом за последствия своих действий в краткосрочной перспективе.

Ценность правды в журналистской этике – это не просто отсутствие лжи, но представление по возможности наиболее полной картины произошедшего (происходящего).

Беспристрастность в СМИ до середины XX века трактовалась, главным образом, как объективность. Однако уже во второй половине XX века большинство журналистов и обозревателей пришли к пониманию того, что последовательная объективность в журналистике невозможна в силу специфики профессии. Беспристрастность же подразумевает сбалансированность подачи информации, отсутствие заинтересованности журналиста в представлении ситуации тем или иным образом и четкое разграничения между фактами и мнениями.

Честность – вероятно, наименее специфическая ценность для журналистики, так как играет большую роль в любой профессии, как и в целом в жизни. Кроме того, ее содержание в журналистике пересекается с содержанием других ценностей: беспристрастности, правды, справедливости. Честность в журналистике предполагает соблюдение договоренностей, по возможности отсутствие обмана в процессе сбора информации и т. д.

Трактовка ценности справедливости базируется, в основном, на коммунитаристской концепции. Из нее вытекает, что справедливый журналист должен, в первую очередь, уделять внимание проблемам наиболее уязвимых слоев населения. В журналистике такое понимание справедливости в наибольшей степени способствует снятию социальных напряженностей и гармонизации общественных интересов и, таким образом, наилучшим образом соотносится с ценностью общего блага как одной из ключевых ценностей общественной морали.

Непричинение вреда подразумевает, что журналист должен задумываться о последствиях своих действий для тех, с кем он взаимодействует в процессе работы, и для потребителей его материалов. В отличие от ценности социальной ответственности, коррелирующей с благом общества в целом, непричинение вреда коррелирует с благом индивидуальных членов общества.

Не все нравственные ценности журналистики совместимы друг с другом. В частности, из выделенных семи базовых ценностей шесть вступают друг с другом в те или иные противоречия. Основная линия противоречий проходит между двумя группами ценностей, разделенных на основании их отнесенности либо к правилам работы с информацией, либо к судьбам людей. В первую группу попадают свобода слова, правда, беспристрастность, а во вторую – социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. Единственная из выделенных семи базовых нравственных ценностей журналистики, которая не вступает в противоречия с другими, – это ценность честности.

Пример проявления ценностных ориентаций журналиста в коммуникативном процессе приводится в статье Кузнецовой Н.А. (см. список литературы)

Литература:

1. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» Методика_Рокича.pdf

2. Горькая Ж. В. Психология ценностей: Учебное пособие. – Самара, 2014 Горькая Ж.В. Психология.pdf

3. Назаретян К. А. Базовые этические ценности журналистики // Философия и культура, 2013, № 12(72). DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.7973

4. Кузнецова Н. А. Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2010, №2 (6) – С. 96-100 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-pozitsiya-v-tekste-kak-otrazhenie-tsennostnyh-orientatsiy-zhurnalista

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: