Я-концепция в журналистской деятельности

Авторская Я-концепция проявляется посредством мировоззренческих взглядов, журналиста – в своем творчестве он делится собственными мыслями, взглядами, видением мира через призму «образа Я». Мировоззренческая установка складывается из пристрастий журналиста, идеи произведения, выбора объекта изучения, слога, манеры подачи материала, творческого подходом к работе. Также выражение той или иной позиции связано со следующими личностно-профессиональными качествами:

1) социально-гражданские (объективность оценки, умение отстаивать достоверные факты);

2) морально-этические (честность, отзывчивость, ответственность);

3) профессиональные (коммуникабельность, компетентность, стрессоустойчивость);

4) психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения).

В исследовании заголовков англоязычных печатных СМИ (Смирнова Н.В., Советов И.М.) проводится проективная связь между самооценкой автора заголовка, его коммуникативным намерением и тем воздействием, которое оказывает автор заголовка на читателя. «…заголовок концентрирует идейно-содержательную установку автора. Самооценка служит в данном случае уникальным инструментом реализации задач автора, т. к. лежит в основе ценностной картины мира, мышления, деятельности и коммуникации человека и общества. Диалог журналиста и читателя происходит на всех уровнях их языковых личностей: на вербально-семантическом, когнитивном и мотивационном» [4; 136]

Примеры заголовков, отражающих самооценку журналиста:

– утверждение, рассуждение, объяснение своих поступков, признание ошибок: Are you fluent in the languages of love? («Хорошо ли вы знакомы с языком любви?») (Psychologies, December 14, 2016);

– сожаление, самоанализ, рефлексия: Do you feel more ruthless when speaking another language? («чувствуете ли вы себя более беспощадным, когда говорите на другом языке?»)

(Scientific American, September 14, 2016);

– самопрезентация: I don’t like rules – I like to do my own thing («не люблю правил – все делаю так, как захочу») (Psychologies, December 14, 2016);

– самооправдание, обещание (здесь самооценка выступает гарантом выполнения, показывает, что человек может его выполнить);

– упрек, намек, желание удивить: I dress for the life I want («я одеваюсь для жизни, которую хочу») (Psychologies, December 14, 2016);

– разъяснение, утверждение своей точки зрения, сложившейся ситуации: Why I’m Going the March on Washington («почему я буду принимать участие в марше в Вашингтоне») (Scientific American, January 18, 2017);

– поучение: We need Science-Informed Leadership (нам нужно научное лидерство) (Psychologies, January 18, 2017);

– жалоба: How do I tackle my feelings of resentment? («Как мне справиться с чувством обиды?») (Psychologies, December 14, 2016).

Литература:

1. Бернс Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986 http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm

2. Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я» // Акмеология 2017, №3. – С. 23-28 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-ya-kontseptsiya-i-obraz-ya

3. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. kon_personality_selfconscience.pdf

4. Смирнова Н.В., Советов И.М. Авторская самооценка в заголовках современных печатных СМИ.// Известия Волгоградского государственного педагогического университета/ 2019, № 10. – С. 135-140 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-samootsenka-v-zagolovkah-sovremennyh-pechatnyh-smi


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: