Тема «Психологическая глубина лирики А. А. Ахматовой»
Вставьте фотографию Анны Ахматовой сюда. | Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья – Ведь все равно я с вами до конца. А. Ахматова. “Многим”. 1922. |
Творческая биография Анны Ахматовой
Вставьте информацию о творческой биографии Анны Ахматовой сюда (объем – не более 0,5 стр. Сохраните мое форматирование)
Сообщение «А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев».
Вставьте информацию об отношениях А.Ахматовой и Н.Гумилева сюда (объем – не более 1 стр. Сохраните мое форматирование)
Какова судьба Н.Гумилева?
Вставьте ответ сюда.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А. АХМАТОВОЙ
Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
Первый период – начальный.
Поэзия А. Ахматовой возникла во время «серебряного века». Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
|
|
Ты, росой окропляющий травы
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы
Для великой земной любви.
(«Эта встреча никем не воспета.»)
Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
УТЕШЕНИЕ
Там Михаил Архистратиг
Его зачислил в рать свою.
Н.Гумилев
Вестей от него не получишь больше,
Не услышишь ты про него.
В объятой пожарами, скорбной Польше
Не найдешь могилы его.
Пусть дух твой станет тих и покоен,
Уже не будет потерь:
Он Божьего воинства новый воин,
О нем не грусти теперь.
И плакать грешно, и грешно томиться
В милом, родном дому.
Подумай, ты можешь теперь молиться
Заступнику своему.
1914
Определите тему стихотворения и его основную мысль?
Запишите ответ сюда.
|
|
Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
(«Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень, 1917 г.
- Что означает перифраз «Приневская столица»? О каком городе идет речь?
- Посмотрите на дату создания стихотворения и ответьте на вопрос: «Какие исторические события упоминает автор в этом стихотворении»?
- Каково отношение лирической героини к этим событиям? Вставьте цитату, подтверждающую ваши слова.
Запишите ответы сюда.
Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилась, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни.
Вставьте сюда стихотворение «Всё расхищено, предано, продано». Прочитайте выразительно вслух или прослушайте в аудиозаписи.
Анализ стихотворения «Всё расхищено, предано, продано».
Первые годы жизни при советской власти давались Ахматовой очень нелегко. Поэтесса не приняла революцию и не скрывала своих убеждений. При этом она не желала покидать свою родину и мужественно принимала все выпавшие на ее долю испытания. Коммунистический строй относился к творчеству поэтессы резко отрицательно, ее произведения подвергались яростным нападкам критики и не допускались до печати. Эти неудачи дополнялись трагедией в личной жизни: Н. Гумилев бросил супругу вместе с маленьким ребенком. В этих невыносимых условиях Ахматова создала стихотворение «Все расчищено, предано, продано…» (1921 г.), в котором описала свои ощущения.
Ахматова посвятила произведение своей подруге – Н. Рыковой, которая разделяла ее страдания и старалась оказать всяческую помощь. С первых строк поэтесса показывает окружающую ее мрачную атмосферу. Вступление «Все расчищено, предано, продано…» лучшим образом характеризует ее отношение к советской власти. Крушение старого мира Ахматова принимала очень близко к сердцу. Вместе с царской Россией погибла ее молодость и лучшие надежды. Все действия нового правительства вызывают у поэтессы чувство презрения. Она понимает, что долгое время находилась на грани жизни и смерти, и только чудо позволило ей выжить. Ахматова использует очень меткий образ – «голодная тоска». Но даже в такой ситуации поэтесса старается найти положительные моменты («нам стало светло»), поэтому настроение все-таки оптимистическое. Но ее несбыточные надежды будут разрушены в самом ближайшем времени. Очень скоро она узнает, что бывший муж осужден и расстрелян. Впереди будут ссылка единственного сына и долгие годы забвения.
|
|
Прочитайте анализ стихотворения «Всё расхищено, предано, продано».
Ответьте на вопрос:
- Какие краски вы выбрали бы для того, чтобы передать настроение этого стихотворения? Выберите цитаты из стихотворения, чтобы аргументировать свой ответ.
Вставьте ответ сюда.
А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии —репрессий и издевательств преступной власти над своим народом.
Об этом написана поэма «Реквием». Вставьте даты написания сюда.
Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в "Реквиеме" поэтом скорби.
Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.
- Найдите эпиграф к этой поэме. Вставьте сюда.
- Выделите жирным шрифтом строки в эпиграфе, которые выражают основной пафос, идею поэмы «Реквием»?
- О каком личном горе говорит Ахматова в этой поэме? (прочитайте текст автора в поэме «Реквием «Вместо предисловия»)
- Определите тему поэмы?
"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"
|
|
Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.
И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году: «Рыжий львеночек / С глазами зелеными, /Страшное наследие тебе нести».
В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" — Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".
Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.
Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
Вставьте сюда текст стихотворения «Мужество».
О чем оно, как вы считаете? Вставьте ответ сюда.
Последний период - поздняя поэзия - стала для А.Ахматовой поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
Обратитесь к эпиграфу занятия. Подумайте, почему я выбрала именно эти строки для этого занятия?
Ответ вставьте сюда.