С самого начала войны Горный институт ни на минуту не прекращал работу вплоть до приказа об эвакуации на Северный Кавказ в марте 1942-го. Занятия проходили в ужасных условиях: не было света и отопления, но студенты продолжали ходить на занятия.
С сентября 1941 г. студенты, преподаватели и сотрудники активно участвовали в работе местной противовоздушной обороны – тушили зажигательные бомбы. Всего за годы блокады в институт угодило 70 снарядов, из которых 55 – крупного калибра, и 24 фугасные бомбы. Три из них не взорвались.
Несмотря на значительные разрушения самого Горного, все экспонаты палеонтологических находок и особо ценные коллекции удалось сохранить: они были бережно упакованы и перенесены в подвалы.
Летом 1941 г. было принято решение о налаживании массового производства мин, гранат и снарядов, однако сразу же возникла проблема сырья. Профессор Горного института А.Н. Кузнецов предложил для этих целей использовать разработанный им «Синал» — взрывчатое вещество на основе алюминиево-кремниевой смеси, которое он разрабатывал для работ на карьерах [5]. Ключевым компонентом этой смеси была кембрийская глина, оставшаяся после строительства метро. Было создано спецпроизводство, на котором трудились около 180 человек – в основном девушек-студенток. Они и производили до тонны взрывчатки за одну смену. За годы блокады небольшой цех спецпроизводства Горного института выпустил свыше 330 тысяч ручных гранат, и десяток тысяч мин. Каждая десятая граната для Ленинградского фронта была произведена горняками.
|
|
Пережив две эвакуации – сначала в Пятигорск, а затем в поселок Черемхово Иркутской области – институт сумел сохранить и профессорско-преподавательский коллектив и материальную базу.
С самого начала войны в разных горно-металлургических районах страны активно велись научные работы в направлениях, которые диктовались военной обстановкой. Важное оборонное значение имело выполненное под руководством профессоров-металлургов Н.П. Асеева и Н.С. Грейвера на Балхаше масштабное исследование по извлечению молибдена из некондиционных медно-молибденовых концентратов. На Урале под руководством профессоров Н.С. Грейвера и К.Ф. Белоглазова была разработана передовая технология переработки шламов, содержащих металлы платиновой группы [4].
После войны институт не досчитался многих студентов и преподавателей, которые погибли на фронтах или умерли от голода в блокаду. Самоотверженность и труд работников, преподавателей и студентов не была забыта, о чем свидетельствуют врученные им награды и мемориал во внутреннем парке Горного института.
|
|
В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский горный институт за выдающиеся заслуги в области подготовки в годы войны кадров для геологии, горного дела и металлургии и развитие науки был награжден Орденом Ленина.
Выводы.
1. После изучения истории четырех ВУЗов Ленинграда в период Великой Отечественной войны, можно сказать, что все они внесли свой огромный положительный вклад в дело победы над врагом.
2. Студенты и преподаватели воевали на фронтах в качестве бойцов и командиров Красной армии, участвовали в партизанском движении, трудились на заводах и в лабораториях, выпуская необходимую фронту продукцию. Однако даже при такой нагрузке преподаватели и студенты находили возможность продолжать образование.
3. Научные исследования были направлены на нужды обороны. Результатом таких исследований стала разработка и массовый выпуск необходимых стране образцов вооружений, боеприпасов, медикаментов.
4. Благодаря применению теоретических знаний и практических исследований удалось протянуть Дорогу Жизни, помочь выжить голодающему населению блокадного Ленинграда.
5. Правительство высоко оценило вклад ученых, преподавателей и студентов в Победу: многие из них были награждены орденами и медалями, некоторым было присвоено звание Героя Советского Союза.
Тысячи студентов и преподавателей погибли на фронте и в блокаду… Вечная память всем тем, кто смог защитить страну и победить врага!
Список использованной литературы и интернет-источников
1. https://www.spbstu.ru/university/about-the-university/history/1941-1945/
2. http://interactive.science.spb.ru/articles/2015/war/
3. http://libed.ru/knigi-nauka/766201-1-leningradskiy-universitet-velikoy-otechestvennoy-proekt-istoriya-peterburgskogo-universiteta-virtualnom-prostran.php
4. http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54633
5. https://spmi.ru/istoria-gornogo
6. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/46-03-01_027.pdf