double arrow

Урок № 25(№4 в теме) Дата 27.04.20г Класс 5-А/5-Б


План-конспект урока музыкального искусства

Тема урока: Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

Цель: расширить и углубить представление обучающихся о народных традициях, познакомить с музыкой И.Ф.Стравинского, картинами Б.М.Кустодиева. Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, поэзии и изобразительного искусства).  Дать возможность обучающимся почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит, сопоставив разные по настроению картины. Объяснить, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр.Раскрыть взаимопроникновение живописи и музыки на примере музыкальных произведений и живописи.

Задачи урока: образовательные: расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину;формирование у обучающихся представления о музыкальности изобразительного искусства; показать, что в музыке И.Стравинского, также как в картине Б.Кустодиева,множество самых разнообразных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину. Формировать чувство эстетического сопереживания произведениям искусства. Дать возможность обучающимся услышать живопись. Доказать, что в звучании композиторы используют «живописные» приемы, позволяющие более точно представить музыкальные образы;




Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей; развивать вокально-хоровые навыки, муз.вкус, образное мышление.Развивать у обучюащихся музыкально-аналитическое мышление, совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.

воспитательные: воспитание любви к искусству, через знакомство с его разновидностями: музыки, поэзии, живописи,воспитывать муз.культуру, любовь и интерес к классической музыке,природе, гражданское и патриотическое воспитание. Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом. Воспитывать любовь к Родине, народным традициям;

коррекционные: коррекция эмоционально-чувственной сферы, психофизических качеств, познавательных интересов, дикции, артикуляции.

Оборудование: ноутбук, муз.центр, презентация, телевизор презентация; видеоматериал; отрывной календарь с названиями дней масленичной недели, прикрепленный на доску; ширма, в виде театра балагана; афиша, располагаемая на центральной части ширмы; перчаточная кукла«Петрушка», раздаточный материал.



Тип урока: урок-путешествие

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы: эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин);

- наблюдение за музыкой (Б.М. Асафьев);

- размышление о музыке (Н.А. Ветлугина);

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы организации и осуществления учебных действий и операций;

- методы контроля и самоконтроля

 

                                                              Ход урока.

I Подготовительная часть урока.

1.1.Вход под музыку - песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”

1.2.Муз.приветствие «Любимая школа» А.Ермолов

II. Основная часть урока.

2.1.Актуализация опорных знаний .Вы вошли в класс под музыку. О чём эта песня?Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?Дети: Изобразительному, живописи.
Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
На прошлом уроке мы убедились в том, что можем услышать живопись. Здравствуйте ребята. Сегодня урок у нас необычный. Сегодня вам самим предстоит догадаться, о чем пойдет речь на уроке. Для этого предлагаю посмотреть вам ранее знакомые картины русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.



 

 Что изображено на этих картинах? (масленица, гулянье народа, катание на лошадях…) - Что, по-вашему, их объединяет? (единое время года, праздничная атмосфера, запечатлены масленичные гулянья

2.2.Сообщение темы и цели урока: Так о чем же пойдет речь на нашем уроке?Правильно ребята, сегодня мы вспомним о традициях празднования Масленицы, и посмотрим как этот праздник отражен в музыкальных произведениях и на полотнах русского художника Кустодиева.- Почему эти картины можно назвать звучащими? (всё в движении, можно представить себе хруст снега, звон колокольчиков, шумные возгласы людей, народные песни)- Каков главный прием изображения разноголосой праздничной толпы? (контраст: сочетание белого с яркими красками)- Как будет звучать музыка с этих полотен? (ярко, празднично, весело, широко, игриво, радостно…) Ребята, сегодня, мы с вами отправимся на народное гуляние, посвященное Масленице. Масленица– обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен.Ребята, чему посвящен этот праздник?(Проводам зимы и встрече весны). Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы.Сколько дней праздновался этот праздник?Неделю. Он длился неделю – последнюю неделю перед Великим постом. Начало праздника открывалось шумной встречей Масленицы в понедельник.Он так и назывался “Встречей”. Всех гостей встречают блинами. Раньше, да и сейчас, ходят по домам ряженые и напрашиваются на весёлое угощение.Вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались катания на лошадях, ряженья и представленья.

Звучит песня  «Матушка весна».Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду.Песнями, танцами, горячими блинами закликали люди красавицу-весну. Так у славянских народов появились песни-заклички (веснянки). Давайте и мы покликаем птиц в песне “Кулик». Песня «Кулик»

Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты (шарманщики и др.), фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки… Посмотрите на картину нам уже знакомого художника Кустодиева «Балаганы».

 Что изображено на картине? (люди, толпа, театр, цирк…и.т.д.)

Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку по картинам Б.М.Кустодиева ?Динамическими, темповыми, тембровыми, ладовыми…Какие изобразительные интонации помогли бы передать праздничное народное гуляние?Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов.

А кто знает, где показывались уличные представления?

Балаганы — это высокие жёлтые дощатые бараки, на всех расцветали трёхцветные флаги. Внутри балаганов было холодно, они согревались лишь дыханием публики, и несчастные актёры говорили сиплыми голосами из последних сил. А что необычного сегодня у нас в кабинете? (ширма, такая бывает в кукольном театре…)Ширма, она оформлена в виде балаганчика.






Появляется кукла.

Петрушка(перчаточная кукла)

Я, Петрушка, шапка на макушке,
Шел, шел, и к вам дошел.

Зазываю на веселое представление!
Подходите! Спешите, люди добрые, от мала до велика!
Потеха пришла, смех, веселье принесла!

Шторки открывайте, и про представленье читайте.

(открываются шторки дети видят афишу)

Афиша. Работа с афишей. О чём рассказывает нам афиша?(дети читают афишу)

(Балет «Петрушка» русского композитора Игоря Стравинского)Давайте вспомним, что такое балет?(Балет – это музыкальный спектакль, где чувства героев переданы через танец). А кто будет главными героями балета? (дети читают названия героев и сами называют Арапа, Балерину и Петрушку) Посмотрите на этих персонажей, представьте себя режиссёром спектакля и определите характер этих кукол. Балерина – воздушная, легкая, кокетливая.Арап – изображен восточной музыкой, Петрушка – веселый, шутливый, игривый.Вы молодцы и правильно определили главных персонажей балета «Петрушка», который был написан в начале 20 века русским композитором Игорем Федоровичем Стравинским. Этот балет ставят не только в театрах, но и исполняют как симфоническую сюиту. Балет состоит из четырех картин, соответственно сюита состоит из четырёх частей. Действие происходит на ярмарочном гулянье в Петербурге.

Народное гулянье на масленой. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей, которая танцует, отбивая такт треугольником. Внимание толпы привлекают два барабанщика. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс.Представьте себя композитором и подумайте, как должна звучать музыка этой сцены? Весело, задорно, широко…Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши.Просмотр 1 сцены балета «Петрушка» (видео)Сумел ли композитор передать колорит празднования Масленицы?Какие музыкальные краски он использовал?– Есть ли что-либо общее между музыкальной картиной масленичного гулянья в балете И.Ф.Стравинского “Петрушка” и картинами Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”, «Балаганы»?В чём своеобразие музыкального языка И. Стравинского?- “Петрушка” – это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой несдержанной удали…, словно вы сами в снежно-солнечный масленичный суетливый день…попали в праздничную, хохочущую толпу и “слились с ней в неразрывное ликующее целое.”Н.Мясковский- Пятница - Тёщины вечеринки. Угощают зятья. Суббота - Золовкины посиделки. Золовка - папина сестра. В этот день все родные собираются у золовки. Вот и подходит воскресенье - прощеный день. Самый последний и самый важный день масленицы. Родные и знакомые приходят друг у друга просить прощения за прошлые обиды. И я надеюсь, что с приходом этого дня вы у всех своих близких попросите прощения. А сейчас пришла пора прощаться с масленицей .Песня «Масленица»

2.3. Слушание музыки: И.Стравинский «Петрушка»

2.4.Хоровое пение «Мир, который нужен мне» А.Ермолов -вокально-хоровая работа над текстом-1 куплет и припев, чистотой интонирования, темпом, динамикой, характером исполнения

2.5.Музыкальная грамота :история создания струнных музыкальных инструментов(видео)

2.6.Музыкальная разминка: «Самолет» (с танцевальными движениями) Гимнастика Стрельниковой А.Н. Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: повышает общую сопротивляемость организма,улучшает нервно- психическое состояние(упражнение «Ладошки», «Насос», «Кошка»)

2.7.Индивидуальная работа: Работа с солистами, по музыкальной грамоте.

III. Заключительная часть урока

3.1.Подведение итогов урока: Художники , поэты ,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту  природы :художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами .А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись.  С музыкой какого композитора познакомились на уроке? Как называется? Скажите, что вы сегодня узнали нового?(что живопись можно не только увидеть, но и услышать) . Какой композитор и художник помогли нам “услышать” и “увидеть” Масленицу? (Кустодиев, Стравинский).

3.2.Оценивание

 










Сейчас читают про: