Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Альфред Шнитке

1934 –1998

Гамбург, Вена, Загреб, Будапешт, Лондон, Амстердам – география городов, в которых состоялись премьеры произведений Альфреда Шнитке, включает в себя всю Европу. Он был одним из немногих советских композиторов, чьи произведения практически в равной мере исполнялись как на родине, так и за рубежом. Это связано и с его многогранным талантом, уникальным авторским стилем, возникшим в перекличке с музыкой Малера, Брукнера, Шостаковича, и с его многонациональной и мультикультурной личностью.

Краткая биография Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и именно немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. В 15 лет Альфред поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. К этому периоду относятся и первые попытки писать музыку. Биография Шнитке гласит, что в 1953 он становится студентом Московской консерватории, где заканчивает и основной курс, и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в альма-матер инструментовку.

У композитора было два брака. Со своей второй супругой, Ириной Федоровной Катаевой, он познакомился, когда она пришла брать у него уроки фортепиано для поступления в Институт им. Гнесиных. В 1961 году они поженились, в 1965 у пары родился сын Андрей. В 1986 он получил Госпремию РСФСР, год спустя – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году композитор по приглашению уехал работать в Германию, где начал преподавание в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами.

Из-за последовавшего инсульта и нестабильной ситуации в России он решил принять германское гражданство. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии композитор написал Девятую симфонию. 3 августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало. Похоронен композитор в Москве.

Творчество Шнитке

Альфред Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыка к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке. Его неповторимый творческий стиль сформировался в середине 60-х.

Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Новаторские сочинения маэстро поначалу оценивались весьма неоднозначно, однако впоследствии они заняли достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Непрерывно экспериментируя в самых разных жанрах, Шнитке выработал свой особый неподражаемый стиль, однако среди богатого творческого наследия мастера есть одно своеобразное творение, непохожее на все остальные. Оно называется «Сюита в старинном стиле» - произведение талантливо стилизованное современным советским композитором под музыку сочинителей эпохи барокко.

История создания «Сюиты в старинном стиле» берёт своё начало в 1965 году, режиссёр Элем Климов пригласил Шнитке поработать над его фильмом - «Похождение зубного врача». Композитор, с удовольствием откликнувшийся на это предложение, в музыкальный материал киноленты вставил три своеобразные композиции, которые не только были оркестрованы в стиле XVIII века, но и записаны с клавесином. Темы этих произведений Альфред позаимствовал из собственного сборника инструментальных пьес, которые он, вероятно, сочинил для учеников своей жены Ирины, ради мужа пожертвовавшей своей карьерой концертирующей пианистки и в то время работавшей в одной из музыкальных школ Москвы.

Прошло пять лет и вновь Элем Климов обратился к композитору с просьбой о совместной работе над новым фильмом - «Спорт, спорт, спорт». Звуковое оформление киноленты было весьма разнообразным, но особенно выделялись два музыкальных фрагмента, которые были стилизованы под старину.

Вероятно, данный материал остался бы неприметным, если бы выдающийся скрипач Марк Давыдович Лубоцкий не обратился к своему другу Альфреду Шнитке с просьбой сочинить для его студентов какое-нибудь произведение. Вот тогда-то композитор вспомнил о музыкальных кинофрагментах и, объединив их в сюиту, переинструментовал для скрипки и фортепиано. Композиции из «Похождения зубного врача» обрели название «Балет», «Пастораль» и «Пантомима», а из фильма «Спорт, спорт, спорт» - «Фуга» и «Менуэт». В названии произведения к слову сюита Шнитке сделал добавление – «в старинном стиле». Именно этим он сделал акцент, что данное сочинение является стилизацией под творения композиторов прошлых эпох. Так в 1972 году появилось произведение, которое мгновенно пошло нарасхват у музыкантов-исполнителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: