Повторение основных признаков текста научного стиля. (прочитайте текст и ответьте на вопросы ниже!)
(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.
(Т. Симашко)
1. К какому стилю речи относится текст?
а. к публицистическому
б. к научному
в. к художественному
г. к официально-деловому
2. Каков тип речи текста?
а. описание с элементами рассуждения
б. рассуждение
в. повествование
г. описание
3. С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
а. указательное местоимение
б. лексический повтор
в. контекстный синоним
г. указательное местоимение и контекстный синоним
4. Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
а. несмотря на это
б. так
в. и еще
г. впрочем
5. Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
а. логичность
б. точность
в. отвлеченность и обобщенность
г. субъективность
Разновидности (подстили) научного стиля.
Научный стиль подразделяется на три основные разновидности: собственно научный подстиль, научно-учебный подстиль и научно-популярный подстиль.
- Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
- Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
- Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
4. Домашнее задание:
А)Выучить теоретический материал;
Б) Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) об одной из разновидностей научного стиля.