ЗАДАНИЯ Второй семестр 2019-2020 уч. года
Очное обучение.
Задание № 1. Тема: Русский музыкальный эпос. Былины. Эпические баллады.
1. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 3. 3.1. Введение. 3.2. Былины. С. 248–263. 3.5. Баллады. С. 269–270.
2. Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел IV. №№99–106. С. 158–173. Ссылка на учебник:
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3. Выучить наизусть начальные строфы двух былин (по выбору).
Дополнительно: Русский музыкальный эпос. Былины: Тексты и ноты / Составители, авт. предисл. и коммент. Добровольский Б. Коргузалов В. / Ред. Л.Н. Лебединский. – М.: Советский композитор, 1981. – 614 с. Ссылка: https://ale07.ru/music/notes/song/npr/epics.
Задание № 2. Тема: Русский музыкальный эпос. Исторические песни. Баллады. Небылицы. Скоморошины. Духовные стихи.
1. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 3. 3.3. Скоморошины и небылицы. 3.4. Духовные стихи. 3.6. Выводы. С. 263–271.
|
|
Ответить на контрольные вопросы. С. 271.
2. Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел IV. №№ 107–112. С. 173– 182. Ссылка на учебник:
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3. Смотреть кинофильм А. Тарковского «Андрей Рублёв». Часть 2. Фрагмент «Скоморох».
Задание № 3. Тема: «Русская лирическая песня».
1. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 4. 4.1. Введение. С. 272–274. 4.3. Особенности функционирования лирических песен. 4.4. Культурные традиции русских лирических песен. С. 278–281.
2. Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел IV. №№113–120. С. 183– 192. Ссылка на учебник:
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3. Выучить наизусть 2 лирических песни (по выбору) из указанного списка.
Задание № 4. Тема: «Русская лирическая протяжная песня».
1. Читать книгу И.И. Земцовского«Русская протяжная песня». Опыт исследования. Л.: Музыка, 1967. Предисловие. С. 3–4. Глава 1. С. 5–44.
Ссылка: https://www.academia.edu/10255039/Русская_протяжная_песня_Опыт_иссследования._Л._Музыка_1967.
2. Выписать основные характеристики русской протяжной песни.
3. Слушать: Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел IV. №№ 121–129. С. 199– 217Ссылка на учебник:
|
|
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
4. Выучить 2 протяжные песни (на выбор).
Задание № 5. Тема: «Русская лирическая протяжная песня».
1. Читать книгу И.И. Земцовского«Русская протяжная песня». Опыт исследования. Л.: Музыка, 1967. Глава 2. С. 45–75.
Ссылка: https://www.academia.edu/10255039/Русская_протяжная_песня_Опыт_иссследования._Л._Музыка_1967.
2. Выписать специфические свойства русской протяжной песни.
Дистанционное обучение.
Задание 6. Тема: «Русская лирическая песня»
1. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 4. Лирическая песня. Разделы 4.5.1. Западнорусские лирические песни, с. 282–284; 4.5.3 Южнорусские лирические песни, С. 286–293. Ссылка на учебник: http://en.bookfi.net/book/630480
2. Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел V. №№ 113–129. С. 183–217. Ссылка на учебник:
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3. Выучить наизусть 6 лирических песен (из них 2 протяжные/долгие).
Задание 7. Тема: «Русская лирическая песня».
1. Прочитать в учебнике «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 4. Лирическая песня. Раздел 4.6. Городская лирическая песня. С. 296–298.
2. Ответить на Контрольные вопросы (с. 298).
Ссылки на учебник: http://en.bookfi.net/book/630480
Задание 8. Тема: Русское народное многоголосие.
1. Прочитать в учебнике «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 4. Лирическая песня. Раздел 4.2. Многоголосный склад лирических песен. С. 274–278. Глава 3. Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора. Раздел 3.2.Народное многоголосие. С. 394–501.
Задание 9. Тема: Трудовые припевки.
1. Прочитать в учебнике «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 7. Введение С. 383. Раздел 7.2. Музыка трудовых будней: 7.2.1. Толока. 7.2.2. Лесные кличи. 7.2.3. Выкрики разносчиков. 7.2.4. Трудовые артельные припевки. С. 383–392.
2. Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VI. Трудовые припеки. №№130–132. С.218–222. Ссылка на учебник:
https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3. По всем заданиям сделать краткие выводы.
Задание 10. Тема: «Городской фольклор»
Прочитать ознакомительно: Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века». – Л.: Искусство, Ленинградское отд-ние, 1988. Полный текст книги в формате pdf помещен в группе «Полифония 2 курс».
Ссылки: https://www.booksite.ru/fulltext/nekrylova/text.pdf
booksite.ru›fulltext/nekrylova/index.htm
https://iknigi.net/avtor-anna-nekrylova/111905-russkie-prazdniki-anna-nekrylova/read/page-1.html
Задание 11. Тема: «Русский народный театр».
Просмотр фильма «Русский народный театр». Центрнаучфильм. Часть 1. Год выпуска: 1975 Страна: СССР Режиссер-постановщик: Леонид Купершмидт. Текст читает народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский. Часть1. Продолжительность t=37’24’’. Ссылки: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2760268881021608529&text=русский%20народный%20театр%20фильм&path=wizard&parent-r
Фильм «Русский народный театр». Часть 2, 1975. Игровые хороводы. Эпизод с участием факира Дмитрия Ивановича Лонго. Закадровый текст читает Народный артист СССР Иноккентий Смоктуновский. Продолжительность: 34’55’’
Ссылка:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13760863639212426120&text=русский%20народный%20театр%20часть%202&path=wizard&parent-reqid=1585820685970615-1803106062193504167605526-production-app-host-man-web-yp-203&redircnt=1585820691.1
|
|
Ссылка: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6930408996913384948&reqid=1585821001613902-953282970147248357800146-sas1-6851-V&suggest_reqid=751012786144120279612088509001742&text=Фильм+«Русский+народный+театр».+Часть+2%2C+1975
Задание 12. Просмотр фильма «Русский народный театр». Центрнаучфильм. Часть 3. «Народная драма». Год выпуска: 1975 Страна: СССР Режиссер-постановщик: Леонид Купершмидт. Текст читает народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский. Продолжительность t=37’44’’. Ссылка:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=SoC77dN7lAk&feature=emb_title
Ссылка:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11832269941370872699&text=Фильм+«Русский+народный+театр».+Часть+3%2C+1975
Народная драма «Царь Максимилиан». Прочитать текст драмы (см. текст в группе «Полифония 2 курс»), а также: Ремизов А. Царь Максимилиан. Театр Алексея Ремизова. PDF. (см. текст в группе «Полифония 2 курс»), (см. текст в группе «Полифония 2 курс»). Ссылка: https://imwerden.de/pdf/remizov_tsar_maksimilian_1920_text.pdf
Посмотреть видеофильм по ссылк е: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7065286323310032884&text=царь%20максимилан%20народная%20драма&text=максимилиан%20&path=wizard&parent-reqid=1585821660683437-1307650465753179869200211-vla1-3671&redircnt=1585821794.1 Продолжительность: 10 минут 09 секунд.
Ссылка:
Народная драма «Лодка». Прочитать текст (см. текст «Лодка» Содержание – в группе «Полифония 2 курс»). Посмотреть видео по ссылке: Театр народной драмы. СПб. https://www.youtube.com/watch?v=8aCfqc_UwS0 Продолжительность 16 мин. 49 сек. (и другие варианты – оценить).
Ссылки: http://a-pesni.org/teatr/rusnarod/lodka.htm
https://lektsia.com/1x20f6.html
Задание № 13. Тема: Музыка трудовых будней.
1. Теория. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 7. Будни и праздники. Введение, с. 383. Раздел 7.2. Музыка трудовых будней, с. 385–392;
Ссылка на учебник: http://en.bookfi.net/book/630480
Читать дополнительно (материалы помещены в Группе WhatsApp «Полифония 2 курс»):
1) Хрущева М.Г. Перечитывая научную классику. О монографии М.А. ЛОБАНОВА «ЛЕСНЫЕ КЛИЧИ»: (Краткий экскурс по первой, теоретической части // научный журнал «Временник Зубовского института». ВЫП. 1-2 (16–17). 2016. – С. 104–111. РИИИ, Санкт-Петербург.
|
|
2). Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VI. Трудовые припевки. №№ 130–132. С. 218–222. Ссылка на учебник: https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
3) Ответить на вопросы 1-4, с. 407.
2. Тема: Песни литературного происхождения (частично к теме «Городская лирическая песня», учебник, глава 4, раздел 4.6, с. 296-298).
Читать дополнительно: 1) Кондратьева Т.Г. Типология народных песен литературного происхождения в контексте музыкального фольклора Пензенской области: Автореферат диссертации на соиск. канд. иск., спец.17 00 02.
2) Хрущева М.Г. Фрагменты из Отзыва оппонента на диссертацию Т.Г. Кондратьевой.
(материалы помещены в Группе WhatsApp «Полифония 2 курс»).
Задание № 14. Тема: «Русские народные инструменты». Общая классификация. Инструментальная музыка и ее специфика.
1. Читать: Теория. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 5. Музыкальные инструменты. Разделы: 5.1. Введение. 5.2. Идиофоны. 5.3. Мембранофоны.
2. Слушать: Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VIII. №№ 141а–158; 158. С. 218–280. Определять инструменты на слух.
Ссылка на учебник: https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
Задание № 15. Тема: «Русские народные инструменты».
1. Читать: Теория. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава5. Разделы: 5.5. Аэрофоны. 5.6. Пневматические инструменты.
2. Слушать: CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VIII. №№ 141а–151; С. 248–263. № 157. С. 271–277. Определять инструменты на слух.
Ссылка на учебник: https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
Задание № 16. Тема: «Русские народные инструменты».
1. Читать: Теория. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 5. Раздел 5.4. Хордофоны.
2. Слушать: Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VIII. №№ 152–156. С. 263–270. Определять инструменты на слух.
Ссылка на учебник: https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
Задание № 17. Тема: Русская частушка как особый песенно-инструментальный жанр. Разновидности частушки в контексте диалектных и местных стилей.
1. Теория. Прочитать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Глава 7. Будни и праздники. Раздел 7.4. Частушки и страдания. С. 399–407.
2. Слушать: Слушать CD диск с нотировками: Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением /Отв. ред. О.А. Пашина – СПб: Композитор, 2007. – 337 с. Раздел VII. №№ 133–140. С. 223–247.
Ссылка на учебник: https://b-ok.xyz/book/2189601/8e7643
Задание № 18. Тема: Основные понятия и термины этномузыкознания.
1. Читать учебник: «Народное музыкальное творчество» /Отв. ред. О.А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. – 568 с. Словарь терминов и понятий этномузыковедения. С. 526–533.
Зачет: у студентов по специальности Народные инструменты.
Экзамен: у студентов по специальностям: Музыковедение; Дирижирование академическим хором; Народное пение.
Требования к положительной оценке: 1) ответить на вопросы в билете; 2) ответить на аудиотест (по схеме) минимум 65%; 3) знать, спеть /или сыграть по выбору экзаменующего пример песни или наигрыша определенного жанра.