Текст 40. Художественное творчество

Текст 6

Книги, без которых я не могу обойтись

Задание: Расскажите о книге, которая произвела на вас впечатление, оказала влияние на формирование вашей личности.

 

 

Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но пережитый ужас всё ещё остаётся в памяти тысяч людей. Я, как и все мои ровесники, знаю о войне по рассказам ветеранов и книгам писателей, которые тоже воевали, выполняя свой гражданский и патриотический долг. Это подвиги советских людей как в тылу, так и на фронте.

Только вот тема военнопленных остается в тени. Наиболее сильное впечатление на меня произвело произведение Константина Воробьева «Это мы, Господи!» Именно в этой книге описана жизнь советского солдата в немецком плену. Это автобиографическая повесть, в которой К. Воробьёв написал о том, что довелось ему пережить в фашистском плену.

Читая повесть, я ощущала, как каждая страница этой повести наполнена болью и страданиями. Главный герой – это молодой лейтенант Сергей Костров, который смог пройти все тяготы, выпавшие на его долю в фашистском плену. На протяжении трех лет судьба его швыряла из лагеря в лагерь.

Выжить в плену было практически невозможно. В лагере заключенных ждала мучительная и долгая смерть от голода. Герой повести имел огромную силу воли, веру в правду, в добро и справедливость, а ещё безмерную любовь к жизни. И я уверена, что благодаря именно этим качествам, ему удалось выжить.

Повесть Константина Воробьева «Это мы, Господи!» оставила в моей душе неизгладимый отпечаток и вызвала бурю эмоций. Я переживала, ужасалась и даже плакала… Я ещё больше убедилась в том, что война – это самое страшное, что может случиться в жизни. И пусть это произведение будет нам постоянным напоминанием об ужасах фашизма. И пусть это никогда не повторится. Но об этом надо знать и помнить, какой ценой завоёвана победа.

 

254 слова

Текст 5

Икона «Владимирская Богоматерь»

Задание: Опишите своё впечатление от посещения художественного или краеведческого музея.

 

 

С первых дней появления человека на свет его окружает таинственный мир запахов, ощущений и впечатлений. По мере взросления у ребёнка формируется характер, система ценностей и мировоззрение. Родители учат его различать добро и зло, прививают любовь к искусству и истории. Уже взрослый, он сам занимается своим воспитанием и определяет идеалы, с которыми идёт по жизни.

Особым способом познания мира и отражением действительности является искусство. В этом году мне впервые довелось побывать в Донецком художественном музее. С небольшой группой посетителей мы вошли в просторные залы музея и первое, на что обратили внимание, что заставило всех присутствующих забыть о картинах – это сладкий запах горячего шоколада. Откуда в музее шоколад? Экскурсовод решила сохранить интригу и начала свой рассказ.

Колоритная выставка «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве» была воспринята с восторгом. Мы с головой окунулись в мир мифологии, узнали о тайнах богов и быте людей. В следующем зале была представлена выставка донецкого скульптора Юрия Коровушкина. Среди его многочисленных работ особое внимание привлекла скульптура «Исповедь хулигана», на которой изображён Сергей Есенин.

Но вот манящий запах шоколада стал особенно различим, мы вошли в комнату, в центре которой стоял круглый стол, а возле него чем-то увлечённо занимались дети. «Они рисуют шоколадом», – сказала экскурсовод и улыбнулась.

Всем очень понравилось в Донецком художественном музее, но на меня наибольшее впечатление произвела картина Фёдора Решетникова «Голуби мира». На ней автор изобразил участников демонстрации, вышедших с плакатами на улицу и призывающих к миру во всём мире. Примечательно, что во главе колонны идут дети. Это самые беззащитные жертвы войны, и, казалось бы, такие маленькие, но они уже отстаивают своё право на мирную жизнь.

Человеку, в каком бы возрасте он ни был, важно сохранять в себе детскую любознательность и мечтательность, ходить в музеи, читать книги, видеть прекрасное в мелочах. И я уверена, что «дело мира» обязательно победит, если каждый из нас не будет бояться отстаивать его, как герои картины Фёдора Решетникова.

307 слов

Текст №3

Древнее мастерство

Поразмышляйте над тем, что нового вы узнали о древнем искусстве – гончарстве; согласны ли вы с автором, что «не может быть никакого сомнения в том, что каждый настоящий мастер, гончар-художник, радовался больше не самой выгоде, а тому, как встречают его в чужой деревне».

 

Рекомендации. Создавая творческую работу, необходимо: 1) ввести мысль/предложение, объединяющую(-ее) творческую часть с изложением; 2) обобщить новые знания о гончарстве, полученные из текста (использовать формулы, отражающие процесс размышления); 3) подчеркнуть позицию автора, выразить согласие/несогласие с ней; 4) сформулировать собственную точку зрения; аргументировать примерами из литературы и из жизни; 5) усилить личностный аспект: спроектировать тему/проблему на собственную жизнь.

 

В своем тексте В.И. Белов знакомит нас с особенностями народных промыслов, с творчеством русских мастеров гончарного производства. Писатель раскрывает секреты народных умельцев: постигать тайны мастерства с детства, работать в содружестве с окружающей природой, проявлять терпение и фантазию, своей работой приносить пользу и радость людям.

Я согласен с мнением автора, что гончар-художник «радовался больше не самой выгоде, а тому, как встречают его в чужой деревне». Именно это благородное стремление – дарить радость, видеть счастливые глаза и улыбки людей – превращает ремесло в творчество, отмеченное искрой божьей*. Корысть, алчность талант убивают.

Многие русские писатели в своих произведениях обращались к теме нравственного выбора человека-творца между меркантильностью и духовностью**. Вспомним гоголевского художника Чарткова (повесть «Портрет»), променявшего талант на золото. Гоголь утверждает: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Быть чистым душою – быть наделённым светлыми помыслами, благородными целями.

Донбасс, как и Россия, богат талантливыми людьми***. Среди них – мастера кузнечного дела, подарившие Донецку свои уникальные работы, украсившие Парк кованых фигур – любимое место отдыха горожан и гостей столицы. Эти скульптурные композиции (моя любимая – «Скрипачка») – сплав металла, фантазии и творческого вдохновения художников по металлу – так же восхищают и радуют людей, как радовали когда-то жителей русского Северо-Запада изделия древних гончаров.

Не знаю, как сложится моя жизнь, но хочется, чтобы результаты моего труда тоже приносили пользу людям, делали их хоть немного счастливее. (217 слов)

 

*искра божья пишется со строчной буквы. См. Грамота.ру Вопрос № 245038 http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=божий

 

**Варианты примеров из литературы:

1) Вспомним чеховского доктора Старцева (рассказ «Ионыч»), прошедшего путь деградации от целеустремлённого, энергичного, талантливого молодого врача до самодовольного домовладельца-стяжателя с опустошённой душой. Стал ли он счастливее? Сделал ли кого-то счастливым? Нет: «Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует».

2) В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» два персонажа противопоставлены друг другу: в своём музыкальном творчестве Сальери движим тёмными сторонами души – злобой, завистью и эгоизмом. Моцарт же доброжелателен, открыт сердцем, чист помыслами – именно это лежит в основе его отношения к миру и творчеству. Для одного композитора музыка – ремесло, для другого – искусство: духовная самореализация человека.

3) Талантливым мастерам-ремесленникам России посвящено произведение Н.С. Лескова «Левша». Тульские кузнецы смогли превзойти английских мастеров, набив крошечной блохе подковы, которые можно увидеть только в микроскоп. Писатель восхищается талантом народных умельцев, их готовностью в тяжёлых условиях трудиться не ради материальных благ, а во славу России и её народа.

***Варианты примеров из жизни:

1) Донбасс богат талантливыми людьми. Среди них – работник Юзовского металлургического завода, кузнец Алексей Мерцалов. Именно он совместно с молотобойцем Ф. Шкариным изготовил пальму из цельного куска стального рельса. Никаких особых приспособлений не было. Мастер ковал, ориентируясь на свою интуицию и опыт. Это и есть мастерство. Пальма, представленная на Всероссийской промышленной и художественной выставке промышленных и кустарных промыслов, стала символом Донбасса и гимном человеку-творцу.

2) И в Донбассе есть свои народные умельцы. Наш регион располагает богатыми залежами гончарных глин, поэтому возникновение гончарного ремесла, а затем керамического производства вполне закономерно. Традиции древнего искусства хранит известный донецкий гончар Александр Викторович Ткаченко. Свои уникальные знания и опыт он получил в экспедициях по Донбассу и теперь делится ими на мастер-классах. Умелец использует древнегреческую технологию «ганозис» – обрабатывает горячие изделия воском и маслом. Каждое творение – произведение искусства, в котором живёт душа мастера.

Текст 4

За всё в ответе

 

Дополните текст рассуждением о том, кто такой глава семьи и почему он «за всё в ответе»

 

В своем тексте Ю. Трифонов говорит о таком понятии, как «глава семьи».

Если давать общее определение, то для меня глава семьи-это тот, кто несёт ответственность за кого-либо, это опора для других, это тот, кто заботится и оберегает окружающих.

Я считаю, что главой семьи быть непросто, ведь на его плечах лежит большая ответственность, ответственность за всех. Глава семьи – это широкое звание, именно звание, которое присваивается в разных ситуациях.

Помимо главы семьи в обычной человеческой семье, в чем я согласна с автором, таковым можно уверенно назвать любого солдата, а государство-это его семья. Не жалея жизни, они, даже самые юные, стояли до последнего, зная, что от этого зависит будущее страны, за которую они в ответе.

Это и Андрей Соколов из произведения М. Шолохова «Судьба человека», и Васков, оборонявший свою землю с пятью девчонками, и много-много других безымянных, чьи образы выведены в литературе.

Но особенно мне хочется сказать о женщине, которую можно смело назвать главой большой семьи. Это доктор Лиза. Спасая ежедневно детей своей страны, она стремилась оказать любую возможную помощь всем детям других государств. Самыми посещаемыми местами были Донецкая Народная Республика и Сирия. И перед своим последним для ее жизни вылетом она сказала: «Мы никогда не уверены в том, что вернёмся назад живыми, потому что война-ад на земле, и я знаю, о чём я говорю. Но мы уверены в том, что сострадание, добро и милосердие работают сильнее любого оружия». Она была «за всё в ответе».

Семьёй можно считать от круга лиц родственников до целого государства. Но, как мне кажется, это никак не влияет на понятие «глава семьи». Это почетное, но очень ответственное звание для человека.

 

Текст 8

Мать

Дополните текст рассуждением о том, что, с вашей точки зрения, способно «чудодейственно окрылять человеческую душу».

 

В своём тексте Е. Пермитин вспоминает о своей матери, говоря, что она была не такой, как все. Но она чудодейственно окрыляла свою душу: она видела источник радости в окружающей её природе.

Я считаю, что окрыление души – это когда человек обретает своё внутреннее спокойствие, приходит к равновесию положительного и отрицательного, забывает о плохих мыслях, переводя их в доброе русло. Каждого человека так окрыляет что-то своё: что-то прекрасно и идейно близкое этому человеку.

Чаще всего таковой является природа. Она идеал жизни, она живёт по своим законам, которые сохраняют в ней гармонию. Ведь если бы их не было, то в мире давно бы творились хаос и бесчинство, потому что именно природа обладает сверхсилой, которая может и спасти, и уничтожить всё на своём пути.

Но всё же природа манит своей красотой, окрыляет человека. Например, Андрей Болконский из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» пришёл к успокоению и всепрощению, увидев небо после Аустерлицкой битвы: «высокое небо, не ясное, но всё-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нём облаками». «И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!...» - последние слова Андрея.

На мой взгляд, так же способна окрылять человеческую душу любовь. Это то великое чувство, которое делает человека человеком. Именно она делает его более восприимчивым к прекрасному, она заставляет его желать видеть хорошее.

Вот, что для меня способно чудодейственно окрылять человеческую душу.

 

Текст

Загадка

Расскажите, какую роль в вашей жизни играет музыка, как она меняет ваше отношение к окружающему или меняет вас.

 

В своем тексте В. Вересаев говорит о музыке, которая ему близка. Это кристально чистые звуки природы. Услышав впервые скрипку, писатель не оценил ее мелодии. Но позже он понял, что эта неравномерность, поиск нужного звука – и есть прекрасное.

Не может быть такого, что человек ни разу в своей жизни не встречался с музыкой как классической, так и современной. Восемь лет моей жизни я была связана именно с классической музыкой, потому что занималась на фортепиано. Несмотря на то, что я окончила музыкальную школу, уделять время музыке не перестала.

Играя технические произведения, сонаты, этюды, полифонии, я стала более терпима и сдержана к трудностям, усидчива, ведь это не просто – учить разнообразные сложные комбинации и переходы. А лирические произведения, пьесы и романсы, помогли мне научиться чувствовать. Эта динамичность, глубина смысла музыки просто завораживают. Ты чувствуешь то, что чувствовал композитор во время написания этого произведения. А самое главное – ты можешь подарить эти ощущения окружающим.

С самого начала и до самого конца произведения ты проникаешься какой-то душевной историей. Это можно увидеть в Сонате Бетховена, которая стала символом произведения А. Куприна «Гранатовый браслет». Соната-это жизненный путь Желткова, на протяжении которого он писал письма Вере Шеиной, в которых признавался в любви. Кульминация произведения-смерть Желткова, а последние спокойные лирические звуки говорят о том, что Желтков простит Веру.

Музыку мы воспринимаем душой. Человек слушает музыку, чтобы поднять настроение или уйти в свои мысли от городской суеты. Самое главное – музыка способна окрылить человеческую душу.

о не уйдёт обиженным!» Этими словами заканчивается роман братьев Стругацких «Пикник на обочине». Главный герой, который почти добрался до Золотого Шара, способного исполнить любые желания, никак не может понять, что ему нужно для счастья. Материальные блага? Слава? Любовь? Талантливые дети?

Какое чудо должно произойти, чтобы ты ощутил, как в душе, словно весенний цветок, прорастает счастье?

Что необходимо, чтобы стать счастливым? Если задать этот вопрос друзьям, они смутятся и начнут шутить, намекая на неуместность такого «детского» вопроса, пришедшего откуда-то из мира сказки.

Им покажется нелепым серьёзно дискутировать и размышлять на тему счастья, потому что это понятие для них схоже на ложь и вымысел.

На самом деле мы все уже достигли своего Золотого Шара. Просто тот момент, когда мы определяем свой путь и ищем двери, которые собираемся открыть, не отмечен в нашем жизненном календаре красным цветом. Наш выбор происходит стихийно и незаметно. Осознанно или нет, но мы все стремимся к тому, что, как нам кажется, сделает нас счастливыми.

Но если мы чётко не формулируем то, что вкладываем в понятие счастья, следовательно, и движемся к нему, как в тумане. Мы внушаем себе, что наш бездумный путь, каким птицы возвращаются после зимовки домой, – это и есть дорога к счастью.

Кто-то считает, что счастья нет, а есть вечное движение, достижение очередной цели, а затем краткие минуты покоя, и снова – в путь. Может быть, в этом и есть проблема: не ощущать прекрасных мгновений, всегда стремиться вперёд, думая, что именно там нас ждёт счастье.

Здесь и находится ловушка, поймавшая нас в западню. Жизненные тропы уже заасфальтированы, кругом стоят указатели, регулировщики машут палочками – не заблудишься. Если, двигаясь по этой дороге, человек чего-то добивается, его называют успешным. Если у него нет высокооплачиваемой работы, считают неудачником.

Обратите внимание: его называют, его считают… Определяют путь человека к счастью мнение общества и мода. Но если жизненный успех кто-то считает синонимом счастья, это вовсе не значит, что точно так же должен думать другой.

Мы считаем главными ценности, которые признаны обществом, а потом разочарованно спрашиваем себя: «А где же счастье?» Этот вопрос чаще всего появляется не потому, что нам необходимо всё больше и больше, а по причине того, что нам нужно что-то другое. Может быть, счастье — это то, что совсем рядом. Помните, у Бунина: «А счастье всюду…» Но мы, ослеплённые недосягаемым, идём вдаль и топчем, как полевые цветы, то, что находится прямо под ногами.

Что же такое счастье и можно ли считать жизненный успех его синонимом?

На мой взгляд, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кто же такой счастливый человек. С моей точки зрения, это тот, кто любит людей и может прийти на помощь в трудную минуту. Обратимся к художественной литературе.

С моей точки зрения, по-настоящему счастливой можно назвать семью Ростовых из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Почему я пришла к такому выводу? Всех членов этой большой и дружной семьи объединяет любовь. Мне даже кажется, что этим чувством пронизано всё: атмосфера их гостеприимного дома, доверительные отношения между родителями и детьми. Вспомним один из самых ярких эпизодов, когда во время именин в зал вбегает «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» — юная Наташа Ростова. Она словно дышит счастьем, и все вокруг улыбаются, глядя на неё.

Мне бы очень хотелось научиться у героини романа Л.Н.Толстого делать счастливыми всех вокруг: своих родных, Андрея Болконского и Пьера Безухова, дядюшку, солдат, которых она спасает, уговорив родителей отдать подводы для раненых.

Говорят, что счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато им можно делиться. Именно так поступают мои любимые литературные герои и те, кто, может быть, живёт рядом с нами, кто нуждается в нашей помощи, поддержке и сам способен чем-то пожертвовать ради тех, кого любишь. Мне очень понравились задушевные строки поэта Эдуарда Асадова:

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звёзды глаз —

Это всё для вас, для вас, для вас.

Легко ли стать счастливым? Нет, дорога к мечте не бывает прямой, человека ждут нелёгкие испытания. Ему придётся бороться с собственным страхом и неуверенностью, эгоизмом и чёрствостью. Для меня примером стала известная писательница Дарья Донцова, которая долгие годы боролась с тяжёлым недугом — онкологией. Эта маленькая хрупкая женщина бросила вызов смертельной болезни и обратилась со страниц книг, с телеэкранов и в социальных сетях ко всем, кто оказался перед лицом этой страшной болезни. Своим примером она спасла многих женщин, которые решили не сдаваться и идти до конца. Только так можно стать по-настоящему счастливым.

Закончить своё высказывание я бы хотела словами Виктора Гюго: «Счастье — это уверенность в том, что нас любят».

Текст 5. Икона «Владимирская Богоматерь»

Ах, если бы все экспонаты умели говорить! Сколько бы невероятных историй услышал мир, сколько неожиданных открытий бы совершил человек! Но, к сожалению, подобному чуду невозможно случится. Однако, у нас, современников, всё же есть способ пообщаться с прошлым – посетить краеведческий музей.

В Донецке расположен один из старейших музеев ДНР. Это Донецкий областной краеведческий музей, который был основан в 1924 году. Однажды мне посчастливилось его посетить. Именно там обитает волшебный дух прошлого. Именно в этом месте время остановилось и ни одна циферблатная стрелка часов не в силах его поторопить.

Прошлое встречает тебя, когда ты только подходишь к зданию музея: в его дворе стоят каменные бабы, приветствуя каждого посетителя. И, как только ты открываешь дверь, чувство чего-то таинственного охватывает всё твоё тело и самому становится не понятно, почему так радостно становится на душе. Экспонаты, которые находятся в комнатах краеведческого музея, кажется вот-вот оживут - настолько реалистично каждое чучело, настолько хорошо сохранён каждый предмет. Когда видишь любую вещь в этом музее, кажется, будто сотрудники просто переместились во времени и перенесли эту вещь сюда, сохранив её в первозданном виде. Потому и нелепыми кажутся часы, висящие на соседней стене – в этом месте они беспомощны.

Потому, если вы хотите ощутить магию прошлого, я с удовольствием приглашаю вас посетить Донецкий областной краеведческий музей!

203 слова

 

Текст 7. Летят мои кони

Каждый человек трудится изо дня в день: работает, учится, мастерит. Но только ли в постоянном труде есть смысл жизни?

Я считаю, что ещё одной немаловажной причиной, по которой человеку отпущено столько сил, является необходимость в поиске себя. Труд и саморазвитие очень тесно связаны. Ведь для того, чтобы найти своё «Я» необходимо упорно работать и постоянно достигать поставленных целей. А это, порой, бывает очень нелегко. Примером таких непростых поисков своего «Я» является история Норы – героини «Кукольного дома» Генриха Ибсена. Почему же именно она?

Саморазвитие требует уважения и любви к самому себе. Нора жила для семьи, всячески угождая мужу и детям, становясь куклой, которой руководили чужие руки – сначала отца, потом мужа. Но в какой-то момент она осознала, что несчастна – в её жизни нет никакого смысла. И тогда эта смелая женщина решила изменить ситуацию, начав поиски самой себя.

Но не только Нора сделала такие смелые шаги. Герои Бориса Горбатова – Виктор и Андрей – в произведении «Донбасс» тоже столкнулись с необходимостью найти себя. Что же послужило тому причиной?

Друзья с самого детства были вместе, никогда не разлучались. Но в момент, когда перед ними встал выбор профессии, они и задумались над тем, к чему их влечёт. С этого и начались их поиски своего «Я».

Я согласна с Б.Л. Васильевым в том, что именно в труде заключается жизнь человека. Но жизнь дана нам и для того, чтобы найти себя в этом мире.

 

Текст 40. Художественное творчество

«Творчество – это страсть, умирающая в форме». Так в своё время сказал русский писатель и публицист М.М. Пришвин. Действительно, творчество – это то, что сопровождает человечество многие века: с появлением человека на земле появилось и творчество. Это прослеживается по старинным книгам, дошедшим до нашего времени, народным песням, сказкам и многому другому.

Творчество нужно ценить, ведь только с полным взаимодействием души и мысли можно воплотить в жизнь что-то по-настоящему стоящее и впечатляющее. Я с полной уверенностью могу сказать, что творчество не имеет границ. Наш мир настолько разнообразен, что можно вдохновиться буквально всем. Возьмем, к примеру, ту же березу, которая на протяжении долгого времени вдохновляла замечательного поэта Сергея Есенина, посвятившего ей трогающие душу поэзии:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Значит, творчество не требует особых инструментов. Можно создавать шедевры из примитивнейших вещей. Например, наши предки выцарапывали рисунки на скалах, многие из которых сохранились и до нашего времени.

Я уверена, что каждый из нас может создавать поистине удивительные и прекрасные вещи, нужно лишь прислушиваться к себе и своему сердцу. Ведь, как сказал Борис Пастернак, «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех».

Текст Горький

В. Ф. Ходасевич, вспоминая о том, как происходило общение с А.М. Горьким, пишет, что большая часть встреч происходила в обстановке почти деревенской, когда природный характер человека не заслонен обстоятельствами городской жизни.

День Алексея Максимовича начинался рано: вставал он в восемь часов утра, выпивал два сырых яйца и чашку кофе, а затем принимался за работу. В час полагался обед, который с послеобеденными разговорами растягивался часа на полтора. После этого Горького начинали вытаскивать на прогулку, от которой он пытался отказаться. После прогулки он снова садился к письменному столу и работал часов до семи вечера. Стол всегда был большой и просторный, на нем в идеальном порядке располагались письменные принадлежности. Алексей Максимович любил хорошую бумагу и разноцветные карандаши. Новых перьев и ручек-стило писатель никогда не употреблял. Тут же находился запас папирос и пестрый набор мундштуков.

Время от прогулки до ужина уходило на корреспонденцию и на чтение рукописей, которые присылали ему в несметном количестве. На все письма, кроме самых нелепых, он отвечал немедленно. Присылаемые рукописи и книги, порой многотомные, Горький прочитывал с удивительным вниманием, а свои мнения излагал в подробных письмах к авторам. На рукописях он делал не только пометки, но и тщательно исправлял красным карандашом описки, расставлял пропущенные знаки препинания. Так же он поступал и с книгами: с упорством корректора исправлял в них все опечатки. То же самое делал и с газетами, после чего выбрасывал их.

Часов в семь бывал ужин, после него – чай и общий разговор.

К себе он уходил около полуночи и либо писал, облачась в красный халат, либо читал в постели, которая была по-больничному проста и аккуратна. Спал он мало, а за работой проводил по десять часов в сутки, а то и больше. Ленивых не любил и имел на это право.

Прочитал он колоссальное количество книг и запомнил все, что в них было написано. Память у него была изумительная.

От нижегородского цехового Алексея Пешкова, учившегося на медные деньги, до Максима Горького, писателя с мировой известностью, - огромное расстояние, которое, как бы ни расценивать талант писателя, говорит само за себя. Казалось бы, сознание достигнутого в соединении с памятью о «биографии» должно было повлиять на него дурно. Но этого не случилось. В отличие от многих, он не гонялся за славой и не заботился о ее поддержании; он не боялся критики, но и не испытывал радости от похвалы глупца; он не искал поводов удостовериться в своей известности, потому что была она настоящая; он не страдал чванством и не разыгрывал избалованного ребенка.

В.Ф. Ходасевич пишет о том, что не видал человека, который свою славу носил бы с большим умением и благородством, чем Горький.

Если человек к окружающим относится с уважением, вниманием и заботой относится к людям, то это уже будет залогом правильного отношения к славе и популярности. Как много очень известных людей появляются на экранах наших телевизоров, но как по-разному они себя ведут. Я люблю манеру общения с людьми Сергея Викторовича Лаврова. Он даже не пытается высокомерно поучать или пытаться понравиться. Он просто отвечает на вопросы. Из уважения к слушателям подбирает точные русские слова, хотя, конечно, мог бы оригинальничать и удивлять своей эрудицией.

Возможно, я ошибаюсь или мало знаю, но мне кажется, что очень близок своим восприятием мира, поведением к А.М. Горькому А.И. Куприн. Ведь он тоже любил общаться с простыми людьми, из любопытства менял разные профессии: грузчика, носильщика, рыбака. Однажды, нанимаясь на работу в рыболовецкую артель, Александр Иванович вынужден был сдавать экзамен на силу и ловкость. Его приняли, и он вместе со всеми мыл палубу и тянул сеть, но никто не догадался, что рядом с ними – известный писатель.

Удивительно и то, что герои произведений А.И. Куприна так же «несут свою славу», скорее известность. В рассказе «Гранатовый браслет» генерал Аносов рассказывает о судьбах людей, но делает это не из желания посудачить, а для того, чтобы объяснить Вере, как велика и необычна может быть любовь. А мог бы с высоты своего житейского опыта поучать и осуждать. А как ведет себя князь Шеин?! С пониманием, уважением, деликатностью, хотя мог бы привлечь полицию, как ему советовали.

Что отличает людей, которые умеют нести свою славу благородно? Такие люди больше любят свое дело в себе, а не себя в своем деле. Если судьба тебя одарила, то уже есть кого благодарить, но не себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: